wasat-media big logo

"Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. " • Сура "Аль-Бакара", аят 143 •  

  • Главная
  • Статьи
  • Вероубеждение
  • Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Поделиться:

الفروق بين منهج أئمة الدعوة الإصلاحية في المملكة العربية السعودية ومنهج مخالفيهم من عباد القبور والمبتدعة

صالح بن محمد السويح

Автор книги: Салих ибн Мухаммад ас-Сувеййих

Данную книгу рекомендовали уважаемый шейх Салих ибн Фаузан ибн ′Абдуллах аль-Фаузан [1] и уважаемый шейх Мухаммад ибн Хасан ибн ′Абд ур-Рахман Али аш-Шейх [2], да хранит их Аллах.

[1]

[2]


ВСТУПЛЕНИЕ АВТОРА

Это – краткое послание о различиях между путем имамов благотворного призыва в королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств.

В этом послании я разъяснил мнения имамов благотворного призыва к пути праведных предшественников, которым Аллах почтил наши земли — королевство Саудовская Аравия – а затем следы этого призыва разошлись на все земли мусульман. Это началось в двенадцатом веке по хиджре после призыва благотворного имама, обновителя религии Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах.

Я разъяснил их позицию в отношении еретиков и тех, кто поклонялся могилам, и то, что их путь в этом вопросе отличался от пути сторонников религиозных новшеств из числа мурджиитов, хариджитов и других сторонников религиозных новшеств.

Я разъяснил позицию имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах, и других имамов призыва в отношении еретиков и могилопоклонников, которые посвящают поклонение (мольбы и обеты) не Аллаху, а также в отношении остальных многобожников, считающих себя мусульманами и при этом совершающих многобожие. Они совершают многобожие и при этом произносят свидетельство единобожия, свидетельствуют, что нет истинного бога, кроме Аллаха, совершают молитву, соблюдают пост, выплачивают закят, отправляются в хадж и выполняют другие обязательные религиозные предписания. Также я разъяснил позицию этих имамов в отношении тех, кто проявляет неверие в Аллаха, разрушает свою веру и выходит из ислама, впадая в любой вид неверия, будь он в словах, в делах или в убеждениях. Также я разъяснил, что позиция этих имамов отличается от позиции мурджиитов. Также я разъяснил, что этот благотворный призыв к пути праведных предшественников непричастен к тому излишеству в обвинении в неверии (такфире), в которое впали хариджиты. Также я разъяснил, что обвинение мурджиитами сегодня этого призыва в том, что он допускает излишество в обвинении в неверии (такфире), на самом деле, является старым обычаем врагов этого призыва.

К написанию этого посланию меня побудило то, что я увидел неотложную нужду в разъяснении различий между позицией имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах, и имамов этого призыва и между словами тех, кто противоречит им из числа современных мурджиитов. Я увидел, что многие люди, как простые, так и ученые, обольстились словами, которые были распространены в некоторых книгах и статьях, а также на некоторых сайтах и в некоторых социальных сетях. Эти слова принадлежат людям, которые думают, что они защищают этот благотворный призыв к пути праведных предшественников – призыв имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах. Они думают, что они отвергают излишество в обвинении в неверии (такфире), которое было отнесено к этому призыву. Но затем в процессе этих своих ответов они приписывают этому призыву ложные и ошибочные утверждения, делая это либо из-за своего невежества, либо из-за следования за страстями. Затем люди думают, что позиция этих авторов, которые считают мусульманами еретиков и поклоняющихся могилам – это позиция имамов этого благотворного призыва к пути праведных предшественников. Что же касается тех, кто обвиняет в неверии этих еретиков и могилопоклонников, то они называют его такфиристом («сторонником чрезмерного такфира»). Затем они враждуют против него, отрекаются от него, обвиняют его в заблуждении и говорят, что он противоречит пути предшественников и имамов этого призыва.

Я заметил, что многие люди обольстились словами этих невежд, и увидел, что проблема вошла к ним из-за того, что они не поняли позицию имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва, да помилует их Аллах. Также они не поняли различия между позицией имамов этого благотворного призыва и позицией тех, кто противоречит им, в отношении еретиков и могилопоклонников. Это страшнее всего влияет и наиболее способствует искажению истинной сути того, к чему призывал имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и другие имамы призыва. Они призывали людей к единобожию, предостерегали их от многобожия, и разъясняли людям, каковы обязанности мусульман по отношению к единобожникам и каковы обязанности мусульман по отношению к еретикам и могилопоклонникам.

Именно поэтому я увидел неотложную нужду в необходимости разъяснения наиболее важных различий между позицией имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва и позицией тех, кто им противоречит. Я желал разъяснить истину и сделать ясным этот вопрос для того, кто в нем запутался. Я хотел призвать также этих противников призыва, чтобы они поразмыслили над своими словами и вновь исследовали вопрос, быть может, некоторые из них заняли именно такую позиция, так как считали, что она соответствует позициям имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва. То есть, быть может, они впали в ошибку из-за неправильного понимания вопроса, а не из-за дурных намерений. Если дело с ними обстоит именно так и им прояснятся эти различия, то мы надеемся, что они откажутся от своих ложных слов и перестанут называть мусульманами еретиков и поклоняющихся могилам. Ведь ниже я разъясню очевидную и ясную истину, которая заключается в том, что имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы этого призыва противоречили этому мнению, и что тот, кто отнес это мнение к этому благотворному призыву, ошибся и исказил истину.

Я разъясняю это, искренне желая добра этим людям, а также всем тем, кто обольстился их словами, хотя их слова очень сильно отличаются от позиции имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва.

Этот усердный и доблестный имам призывал людей к тому исламу, с которым был послан посланник Аллаха r, и он разъяснил свою позицию в отношении еретиков и могилопоклонников. Он ясно разъяснил эту позицию в своих книгах, посланиях и опровержениях. Среди них, например, книга «Муфид аль-мустафид» и его великое послание «Кашф уш-шубухат». Также его позиция разъяснена в его посланиях и письмах, посланных им простым людям и ученым. То же самое касается ученых – сыновей этого имама, которые в своих книгах, посланиях и фетвах разъяснили этот вопрос. То же самое касается его внуков, среди которых, например, выдающийся ученый ′Абд ур-Рахман ибн Хасан, да помилует его Аллах, разъяснявший положение Дауда ибн Джирджиса, который защищал могилопоклонников. Также следует обратиться к посланиям и опровержениям Сулеймана ибн ′Абдуллаха, который был внуком имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба. Все это записано и известно.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому ′Абд уль-Лятыфу, сыну ′Абд ур-Рахмана ибн Хасана, который написал известные труды в качестве опровержения сомнений этих заблудших имамов. Он написал ответы Дауду ибн Джирджису, ′Усману ибн Мансуру, ′Абд уль-Лятыфу ас-Саххафу и другим противникам этого призыва.

Также следует обратиться к двум выдающимся ученым ′Абдуллаху и Ибрахиму, которые были сыновьями шейха ′Абд уль-Лятыфа ибн ′Абд ур-Рахмана ибн Хасана.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому ′Абдуллаху Аба Бутейну, который разъяснял эти сомнения в своих книгах, посланиях и фетвах.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому Исхаку, сыну ′Абд ур-Рахмана ибн Хасана, например, к его книге «Такфир уль-му′аййян», а также к другим его книгам и фетвам.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому Сулейману ибн Сахману и к тому, что он написал в своих великих и ценных посланиях, фетвах и опровержениях.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому Мухаммаду ибн Ибрахиму, к его разъяснениям и урокам.

Также следует обратиться к тому, что написали наши ученые, следуя за этими предшественникам, а именно к постоянному комитету по фетвам в королевстве Саудовская Аравия.

Также следует обратиться к работам шейха ′Абд уль-′Азиза ибн База, шейха ′Абд уль-′Азиза ибн ′Абдуллаха Али аш-Шейха, шейха Мухаммада ибн Салиха аль-′Усеймина и нашего шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана, да хранит его Аллах и да продлит Он его жизнь.

Я на основе доказательств разъяснил позицию этих имамов в этом великом религиозном вопросе и разъяснил, что они не противоречили единогласному мнению ученых о том, что, если человек впал в неверие после ислама и отступил от веры либо в убеждениях, либо в словах, либо в поступках, то о нем выносят постановление в соответствии с тем, что он явил людям, и его лишают описания исламом и верой (иманом). Это – то, на что ясно указали эти имамы, и я разъяснил это.

Также я упомянул известные в наше время слова тех людей, которые считают себя защитниками призыва имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба. Я ответил на эти слова и разъяснил их фальсификации и разъяснил, как сильно они отличаются от позиции имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов призыва. Слова этих людей разрушают и  нарушают то, к чему усердно призывал имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и другие имамы призыва. Они призывали людей поступать в соответствии с единобожием и сунной.

Также я разъяснил те слова, за которые хватаются эти люди и которые они относят к имаму Мухаммаду ибн ′Абд уль-Уаххабу и другим имамам призыва, а также к шейху ислама Ибн Теймии и его ученику Ибн уль-Каййиму, а также к другим нашим ученым, среди которых шейх ′Абд уль-′Азиз ибн Баз, шейх Мухаммад ибн Салих аль-′Усеймин и наш шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, да хранит его Аллах. Эти люди относят к этим имамам либо вовсе ложные изречения, у которых нет основы, либо приводят их слова, добавляя к ним еще свои слова или смыслы, либо приводят их общие слова, (оставляя их другие разъяснения), либо упоминают их ошибки и т. п. То есть они либо искажают их слова, либо не понимают, что имели в виду эти ученые. Оба этих случая являются серьезными и опасными, особенно, если речь идет об этом великом вопросе религии.

Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся не совсем ясными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за не совсем ясными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом»[1].

Имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб, имама недждийского призыва и другие наши ученые всего лишь следовали за теми имамами религии и мусульман, которые было до них. Они следовали за ними в разъяснении того, что вероучение (′акыда) извлекается из Корана и Сунны, и того, в чем были единогласны ученые, и что ученый может быть правым, а может и ошибаться, и что слова каждого, кроме посланника Аллаха r, могут быть приняты, а могут быть отвергнуты. Именно поэтому в этом великом вопросе мы должны возвращаться к Книге Аллаха и Сунне посланника Аллаха r, и к тому, в чем были единогласны ученые, а не к словам каких-то отдельных личностей, какими бы великими они ни были в знании и религии. Поистине, за учеными следуют и ученых возвеличивают лишь из-за того, что они следуют за религиозным доводом и возвеличивают его. Довод разъясняет нам, где их слова соответствуют истине, а где – нет. А если кто-то из них противоречил Корану, Сунне и единогласному мнению ученых, то его слова не могут служить аргументом.

Именно поэтому ученые и те искатели знания, которые заняты изучением этого великого вопроса религии, должны призывать людей крепко схватиться за Коран и Сунну, изучать аяты и хадисы, и то, на что они указывают в разъяснении сути ислама и веры (имана), и что вводит в ислам, и что выводит из него. Никто из них не должен больше всего занимать себя тем, что говорит: «Они сказали», «мы сказали». Поистине, в этом великим вопросе должно иметь место следование за религиозными текстами, а не слепое следование за людьми. Нет оправдания у того, кто запутал самого себя и запутал мусульман, если он противоречит Корану, Сунне и единогласному мнению ученых, впадает в заблуждение и вводит в заблуждение в других. Ему нет оправдания в том, что он приводит слова каких-то людей.

Также искатели знания должны разъяснять сущность призыва имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и разъяснять то, что этот призыв не имеет отношения к братству с еретиками и могилопоклонниками, а также то, что этот призыв не имеет отношения к обвинению мусульман в неверии и вооруженному выступлению против верующих рабов Аллаха. То есть этот призыв непричастен к вероучению излишествующих хариджитов и допускающих упущения мурджиитов.

Я поместил в это послание следующие исследования:

Исследование первое: разъяснение языкового и шариатского значения слова «′ибада» («поклонение»). Важность правильного понимания этого термина.

Исследование второе: разъяснение языкового и шариатского значения слова «ислам». Важность правильного понимания этого термина.

Исследование третье: смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), столпы и условия этого свидетельства. Разъяснение того, что произнесение «ля иляха илля Ллах» не защищает человека от отступления от веры, даже если он выполняет обряды ислама, если при этом он впал в то, что разрушает его религию.

Исследование четвертое: разъяснение языкового и шариатского значения слов «ширк» («многобожие»), «куфр» («неверие») и «зандака» («ересь»). Виды и опасность этих вещей. Важность правильного понимания их сути. Важность правильного понимания того, из-за чего человек становится неверующим, а из-за чего не становится им.

Исследование пятое: разъяснение опасности защиты еретиков и могилопоклонников и поиска оправдания им, ибо это является тем, что нарушает ислам человека.

Исследование шестое: слова праведных предшественников о том, что нет оправдания тому, кто впал в заблуждение, отклонившись от ясной и очевидной истины. Например, нет оправдания тому, кто разрушил свой ислам посредством придания Аллаху сотоварищей и неверия в Него. Разъяснение того, что именно это было мнением всех ученых во все поколения, а не являлось лишь мнением, которое придумали имамы этого призыва.

Исследование седьмое: различия между позицией имамов благотворного призыва к пути праведных предшественников и тех, кто противоречил им в отношении еретиков и могилопоклонников.

Различие первое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва утвердили, что если кто-то впал в многобожие и неверие, выводящее из религии, то нельзя останавливаться в вопросе вынесения ему личностного постановления о неверии (такфира). Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие второе – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы считали, что до человека, совершающего неверие, дошел довод, если до него дошло Откровение. Откровение – это довод против каждого, до кого оно дошло в таком в виде, в котором он мог бы понять его, если бы захотел этого. Если до человека дошло Откровение, то до него дошел довод, даже если он и не понял его из-за наличия препятствующих сомнений. Если довод дошел до него, то эти сомнения не принимаются во внимание. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие третье – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва проводили разницу между явными и скрытыми вопросами религии. То есть были такие вопросы, из-за которых человек сразу же становится неверующим, если впадает в них. А есть такие вопросы, в которых постановление о неверии не выносится, пока человеку не разъяснят истину. Если вопрос является явным, то не останавливаются в вынесении постановления о неверии того, кто впал в многобожие или неверие, выводящее из религии, за исключением ситуации, когда человек только-только принял ислам и т. п. Если же вопрос является скрытым, то постановлении о неверии не выносится, пока человеку не разъяснят доводы. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие четвертое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва не проводили разницу между тем, кто шутит, и тем, кто говорит серьезно, и между невеждой, сомневающимся, неправильно понявшим или слепо следующим, если тот произнес или совершил многобожие или неверие. Исключением являлся лишь тот, кого заставили. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие пятое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва утвердили, что вместе с произнесением свидетельства ислама обязательно должны присутствовать внешние и внутренние дела. То есть для действительности единобожия недостаточно просто произнести свидетельство ислама, если человек не совершает деяний. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие шестое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва использовали религиозные тексты, пришедшие относительно исконных неверующих и многобожников, также и в отношении того, кто произнес свидетельство единобожия, совершает молитву, соблюдает пост, отправляется в хадж, но при этом совершает деяния многобожников. Когда они выносили постановление о неверии и многобожии, то относились к этим двум группам одинаково. Они не считали, что произнесение человеком свидетельства ислама мешает использовать в отношении него тексты, пришедшие относительно исконных язычников, если этот человек совершает неверие и придает Аллаху сотоварищей. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие седьмое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва – от них пришли выражения, из которых можно понять, что они приостанавливаются в вынесении постановления о неверии в отношении некоторых личностей, которые совершали многобожие, но либо умерли до появления этого призыва, либо было известно, что они были невеждами и до них не дошел довод. Однако они не выносили постановление об исламе многобожника, пока он оставался на многобожии и не приносил покаяние. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие восьмое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва ответили на сомнения противников призыва и разъяснили их заблуждения. Они разъяснили те аргументы, на которые опирались те люди. Например, они приводили в качестве довода слова шейха ислама Ибн Теймии и его ученика Ибн уль-Каййима.

Различие девятое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва разъяснили, что постановление о неверии еретиков и могилопоклонников – это не путь хариджитов в вопросе обвинения в неверии. Что касается хариджитов, то пришли религиозные тексты, порицающие их и предостерегающие от их пути. Также предостережения от них пришли от имамов из числа праведных предшественников и ученых исламской общины. Излишество хариджитов – это великое преступление против ислама и мусульман. Однако появились люди, которые думают, что они защищают призыв шейха Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба. Когда эти люди разъясняют непричастность шейха к пути хариджитов, которые проявляли излишество в обвинении в неверии, они при этом заявляют, что шейх и другие имамы призыва считали могилопоклонников мусульманами.

Я прошу Аллаха, чтобы этот труд был искренним ради Его благородного Лика, и чтобы Аллах принял его и принес посредством него пользу автору, читателям и всем мусульманам. Также я прошу Аллаха, чтобы Он воздал благом нашему шейху Салиху ибн Фаузану аль-Фаузану, да хранит его Аллах, и нашему шейху Мухаммаду ибн Хасану Али аш-Шейху, да хранит его Аллах, а также всем остальным моим шейхам и тем, кто принес мне пользу.

Я не притязаю на совершенство и полный охват всех вопросов в этой книги. Та истина, которая в ней, от Аллаха, а те ошибки, которые в ней, от меня и шайтана. Я прошу у Аллаха прощения за эти ошибки!

Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Продолжение …


[1] Сура «Али ′Имран», аят 7.

Похожее