wasat-media big logo

"Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. " • Сура "Аль-Бакара", аят 143 •  

  • Главная
  • Статьи
  • Вероубеждение
  • РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПУТЕМ ИМАМОВ БЛАГОТВОРНОГО ПРИЗЫВА В КОРОЛЕВСТВЕ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ И ПУТЕМ ТЕХ, КТО ИМ ПРОТИВОРЕЧИТ, ИЗ ЧИСЛА ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ МОГИЛАМ И СТОРОННИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ НОВШЕСТВ

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПУТЕМ ИМАМОВ БЛАГОТВОРНОГО ПРИЗЫВА В КОРОЛЕВСТВЕ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ И ПУТЕМ ТЕХ, КТО ИМ ПРОТИВОРЕЧИТ, ИЗ ЧИСЛА ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ МОГИЛАМ И СТОРОННИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ НОВШЕСТВ

Поделиться:

الفروق بين منهج أئمة الدعوة الإصلاحية في المملكة العربية السعودية ومنهج مخالفيهم من عباد القبور والمبتدعة

صالح بن محمد السويح

Автор книги: Салих ибн Мухаммад ас-Сувеййих

Данную книгу рекомендовали уважаемый шейх Салих ибн Фаузан ибн ′Абдуллах аль-Фаузан [1] и уважаемый шейх Мухаммад ибн Хасан ибн ′Абд ур-Рахман Али аш-Шейх [2], да хранит их Аллах.

[1]

[2]


ВСТУПЛЕНИЕ АВТОРА

Это – краткое послание о различиях между путем имамов благотворного призыва в королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств.

В этом послании я разъяснил мнения имамов благотворного призыва к пути праведных предшественников, которым Аллах почтил наши земли — королевство Саудовская Аравия – а затем следы этого призыва разошлись на все земли мусульман. Это началось в двенадцатом веке по хиджре после призыва благотворного имама, обновителя религии Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах.

Я разъяснил их позицию в отношении еретиков и тех, кто поклонялся могилам, и то, что их путь в этом вопросе отличался от пути сторонников религиозных новшеств из числа мурджиитов, хариджитов и других сторонников религиозных новшеств.

Я разъяснил позицию имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах, и других имамов призыва в отношении еретиков и могилопоклонников, которые посвящают поклонение (мольбы и обеты) не Аллаху, а также в отношении остальных многобожников, считающих себя мусульманами и при этом совершающих многобожие. Они совершают многобожие и при этом произносят свидетельство единобожия, свидетельствуют, что нет истинного бога, кроме Аллаха, совершают молитву, соблюдают пост, выплачивают закят, отправляются в хадж и выполняют другие обязательные религиозные предписания. Также я разъяснил позицию этих имамов в отношении тех, кто проявляет неверие в Аллаха, разрушает свою веру и выходит из ислама, впадая в любой вид неверия, будь он в словах, в делах или в убеждениях. Также я разъяснил, что позиция этих имамов отличается от позиции мурджиитов. Также я разъяснил, что этот благотворный призыв к пути праведных предшественников непричастен к тому излишеству в обвинении в неверии (такфире), в которое впали хариджиты. Также я разъяснил, что обвинение мурджиитами сегодня этого призыва в том, что он допускает излишество в обвинении в неверии (такфире), на самом деле, является старым обычаем врагов этого призыва.

К написанию этого посланию меня побудило то, что я увидел неотложную нужду в разъяснении различий между позицией имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах, и имамов этого призыва и между словами тех, кто противоречит им из числа современных мурджиитов. Я увидел, что многие люди, как простые, так и ученые, обольстились словами, которые были распространены в некоторых книгах и статьях, а также на некоторых сайтах и в некоторых социальных сетях. Эти слова принадлежат людям, которые думают, что они защищают этот благотворный призыв к пути праведных предшественников – призыв имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба, да помилует его Аллах. Они думают, что они отвергают излишество в обвинении в неверии (такфире), которое было отнесено к этому призыву. Но затем в процессе этих своих ответов они приписывают этому призыву ложные и ошибочные утверждения, делая это либо из-за своего невежества, либо из-за следования за страстями. Затем люди думают, что позиция этих авторов, которые считают мусульманами еретиков и поклоняющихся могилам – это позиция имамов этого благотворного призыва к пути праведных предшественников. Что же касается тех, кто обвиняет в неверии этих еретиков и могилопоклонников, то они называют его такфиристом («сторонником чрезмерного такфира»). Затем они враждуют против него, отрекаются от него, обвиняют его в заблуждении и говорят, что он противоречит пути предшественников и имамов этого призыва.

Я заметил, что многие люди обольстились словами этих невежд, и увидел, что проблема вошла к ним из-за того, что они не поняли позицию имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва, да помилует их Аллах. Также они не поняли различия между позицией имамов этого благотворного призыва и позицией тех, кто противоречит им, в отношении еретиков и могилопоклонников. Это страшнее всего влияет и наиболее способствует искажению истинной сути того, к чему призывал имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и другие имамы призыва. Они призывали людей к единобожию, предостерегали их от многобожия, и разъясняли людям, каковы обязанности мусульман по отношению к единобожникам и каковы обязанности мусульман по отношению к еретикам и могилопоклонникам.

Именно поэтому я увидел неотложную нужду в необходимости разъяснения наиболее важных различий между позицией имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва и позицией тех, кто им противоречит. Я желал разъяснить истину и сделать ясным этот вопрос для того, кто в нем запутался. Я хотел призвать также этих противников призыва, чтобы они поразмыслили над своими словами и вновь исследовали вопрос, быть может, некоторые из них заняли именно такую позиция, так как считали, что она соответствует позициям имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва. То есть, быть может, они впали в ошибку из-за неправильного понимания вопроса, а не из-за дурных намерений. Если дело с ними обстоит именно так и им прояснятся эти различия, то мы надеемся, что они откажутся от своих ложных слов и перестанут называть мусульманами еретиков и поклоняющихся могилам. Ведь ниже я разъясню очевидную и ясную истину, которая заключается в том, что имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы этого призыва противоречили этому мнению, и что тот, кто отнес это мнение к этому благотворному призыву, ошибся и исказил истину.

Я разъясняю это, искренне желая добра этим людям, а также всем тем, кто обольстился их словами, хотя их слова очень сильно отличаются от позиции имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов этого призыва.

Этот усердный и доблестный имам призывал людей к тому исламу, с которым был послан посланник Аллаха r, и он разъяснил свою позицию в отношении еретиков и могилопоклонников. Он ясно разъяснил эту позицию в своих книгах, посланиях и опровержениях. Среди них, например, книга «Муфид аль-мустафид» и его великое послание «Кашф уш-шубухат». Также его позиция разъяснена в его посланиях и письмах, посланных им простым людям и ученым. То же самое касается ученых – сыновей этого имама, которые в своих книгах, посланиях и фетвах разъяснили этот вопрос. То же самое касается его внуков, среди которых, например, выдающийся ученый ′Абд ур-Рахман ибн Хасан, да помилует его Аллах, разъяснявший положение Дауда ибн Джирджиса, который защищал могилопоклонников. Также следует обратиться к посланиям и опровержениям Сулеймана ибн ′Абдуллаха, который был внуком имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба. Все это записано и известно.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому ′Абд уль-Лятыфу, сыну ′Абд ур-Рахмана ибн Хасана, который написал известные труды в качестве опровержения сомнений этих заблудших имамов. Он написал ответы Дауду ибн Джирджису, ′Усману ибн Мансуру, ′Абд уль-Лятыфу ас-Саххафу и другим противникам этого призыва.

Также следует обратиться к двум выдающимся ученым ′Абдуллаху и Ибрахиму, которые были сыновьями шейха ′Абд уль-Лятыфа ибн ′Абд ур-Рахмана ибн Хасана.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому ′Абдуллаху Аба Бутейну, который разъяснял эти сомнения в своих книгах, посланиях и фетвах.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому Исхаку, сыну ′Абд ур-Рахмана ибн Хасана, например, к его книге «Такфир уль-му′аййян», а также к другим его книгам и фетвам.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому Сулейману ибн Сахману и к тому, что он написал в своих великих и ценных посланиях, фетвах и опровержениях.

Также следует обратиться к выдающемуся ученому Мухаммаду ибн Ибрахиму, к его разъяснениям и урокам.

Также следует обратиться к тому, что написали наши ученые, следуя за этими предшественникам, а именно к постоянному комитету по фетвам в королевстве Саудовская Аравия.

Также следует обратиться к работам шейха ′Абд уль-′Азиза ибн База, шейха ′Абд уль-′Азиза ибн ′Абдуллаха Али аш-Шейха, шейха Мухаммада ибн Салиха аль-′Усеймина и нашего шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана, да хранит его Аллах и да продлит Он его жизнь.

Я на основе доказательств разъяснил позицию этих имамов в этом великом религиозном вопросе и разъяснил, что они не противоречили единогласному мнению ученых о том, что, если человек впал в неверие после ислама и отступил от веры либо в убеждениях, либо в словах, либо в поступках, то о нем выносят постановление в соответствии с тем, что он явил людям, и его лишают описания исламом и верой (иманом). Это – то, на что ясно указали эти имамы, и я разъяснил это.

Также я упомянул известные в наше время слова тех людей, которые считают себя защитниками призыва имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба. Я ответил на эти слова и разъяснил их фальсификации и разъяснил, как сильно они отличаются от позиции имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и других имамов призыва. Слова этих людей разрушают и  нарушают то, к чему усердно призывал имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и другие имамы призыва. Они призывали людей поступать в соответствии с единобожием и сунной.

Также я разъяснил те слова, за которые хватаются эти люди и которые они относят к имаму Мухаммаду ибн ′Абд уль-Уаххабу и другим имамам призыва, а также к шейху ислама Ибн Теймии и его ученику Ибн уль-Каййиму, а также к другим нашим ученым, среди которых шейх ′Абд уль-′Азиз ибн Баз, шейх Мухаммад ибн Салих аль-′Усеймин и наш шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, да хранит его Аллах. Эти люди относят к этим имамам либо вовсе ложные изречения, у которых нет основы, либо приводят их слова, добавляя к ним еще свои слова или смыслы, либо приводят их общие слова, (оставляя их другие разъяснения), либо упоминают их ошибки и т. п. То есть они либо искажают их слова, либо не понимают, что имели в виду эти ученые. Оба этих случая являются серьезными и опасными, особенно, если речь идет об этом великом вопросе религии.

Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся не совсем ясными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за не совсем ясными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом»[1].

Имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб, имама недждийского призыва и другие наши ученые всего лишь следовали за теми имамами религии и мусульман, которые было до них. Они следовали за ними в разъяснении того, что вероучение (′акыда) извлекается из Корана и Сунны, и того, в чем были единогласны ученые, и что ученый может быть правым, а может и ошибаться, и что слова каждого, кроме посланника Аллаха r, могут быть приняты, а могут быть отвергнуты. Именно поэтому в этом великом вопросе мы должны возвращаться к Книге Аллаха и Сунне посланника Аллаха r, и к тому, в чем были единогласны ученые, а не к словам каких-то отдельных личностей, какими бы великими они ни были в знании и религии. Поистине, за учеными следуют и ученых возвеличивают лишь из-за того, что они следуют за религиозным доводом и возвеличивают его. Довод разъясняет нам, где их слова соответствуют истине, а где – нет. А если кто-то из них противоречил Корану, Сунне и единогласному мнению ученых, то его слова не могут служить аргументом.

Именно поэтому ученые и те искатели знания, которые заняты изучением этого великого вопроса религии, должны призывать людей крепко схватиться за Коран и Сунну, изучать аяты и хадисы, и то, на что они указывают в разъяснении сути ислама и веры (имана), и что вводит в ислам, и что выводит из него. Никто из них не должен больше всего занимать себя тем, что говорит: «Они сказали», «мы сказали». Поистине, в этом великим вопросе должно иметь место следование за религиозными текстами, а не слепое следование за людьми. Нет оправдания у того, кто запутал самого себя и запутал мусульман, если он противоречит Корану, Сунне и единогласному мнению ученых, впадает в заблуждение и вводит в заблуждение в других. Ему нет оправдания в том, что он приводит слова каких-то людей.

Также искатели знания должны разъяснять сущность призыва имама Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба и разъяснять то, что этот призыв не имеет отношения к братству с еретиками и могилопоклонниками, а также то, что этот призыв не имеет отношения к обвинению мусульман в неверии и вооруженному выступлению против верующих рабов Аллаха. То есть этот призыв непричастен к вероучению излишествующих хариджитов и допускающих упущения мурджиитов.

Я поместил в это послание следующие исследования:

Исследование первое: разъяснение языкового и шариатского значения слова «′ибада» («поклонение»). Важность правильного понимания этого термина.

Исследование второе: разъяснение языкового и шариатского значения слова «ислам». Важность правильного понимания этого термина.

Исследование третье: смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), столпы и условия этого свидетельства. Разъяснение того, что произнесение «ля иляха илля Ллах» не защищает человека от отступления от веры, даже если он выполняет обряды ислама, если при этом он впал в то, что разрушает его религию.

Исследование четвертое: разъяснение языкового и шариатского значения слов «ширк» («многобожие»), «куфр» («неверие») и «зандака» («ересь»). Виды и опасность этих вещей. Важность правильного понимания их сути. Важность правильного понимания того, из-за чего человек становится неверующим, а из-за чего не становится им.

Исследование пятое: разъяснение опасности защиты еретиков и могилопоклонников и поиска оправдания им, ибо это является тем, что нарушает ислам человека.

Исследование шестое: слова праведных предшественников о том, что нет оправдания тому, кто впал в заблуждение, отклонившись от ясной и очевидной истины. Например, нет оправдания тому, кто разрушил свой ислам посредством придания Аллаху сотоварищей и неверия в Него. Разъяснение того, что именно это было мнением всех ученых во все поколения, а не являлось лишь мнением, которое придумали имамы этого призыва.

Исследование седьмое: различия между позицией имамов благотворного призыва к пути праведных предшественников и тех, кто противоречил им в отношении еретиков и могилопоклонников.

Различие первое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва утвердили, что если кто-то впал в многобожие и неверие, выводящее из религии, то нельзя останавливаться в вопросе вынесения ему личностного постановления о неверии (такфира). Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие второе – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы считали, что до человека, совершающего неверие, дошел довод, если до него дошло Откровение. Откровение – это довод против каждого, до кого оно дошло в таком в виде, в котором он мог бы понять его, если бы захотел этого. Если до человека дошло Откровение, то до него дошел довод, даже если он и не понял его из-за наличия препятствующих сомнений. Если довод дошел до него, то эти сомнения не принимаются во внимание. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие третье – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва проводили разницу между явными и скрытыми вопросами религии. То есть были такие вопросы, из-за которых человек сразу же становится неверующим, если впадает в них. А есть такие вопросы, в которых постановление о неверии не выносится, пока человеку не разъяснят истину. Если вопрос является явным, то не останавливаются в вынесении постановления о неверии того, кто впал в многобожие или неверие, выводящее из религии, за исключением ситуации, когда человек только-только принял ислам и т. п. Если же вопрос является скрытым, то постановлении о неверии не выносится, пока человеку не разъяснят доводы. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие четвертое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва не проводили разницу между тем, кто шутит, и тем, кто говорит серьезно, и между невеждой, сомневающимся, неправильно понявшим или слепо следующим, если тот произнес или совершил многобожие или неверие. Исключением являлся лишь тот, кого заставили. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие пятое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва утвердили, что вместе с произнесением свидетельства ислама обязательно должны присутствовать внешние и внутренние дела. То есть для действительности единобожия недостаточно просто произнести свидетельство ислама, если человек не совершает деяний. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие шестое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва использовали религиозные тексты, пришедшие относительно исконных неверующих и многобожников, также и в отношении того, кто произнес свидетельство единобожия, совершает молитву, соблюдает пост, отправляется в хадж, но при этом совершает деяния многобожников. Когда они выносили постановление о неверии и многобожии, то относились к этим двум группам одинаково. Они не считали, что произнесение человеком свидетельства ислама мешает использовать в отношении него тексты, пришедшие относительно исконных язычников, если этот человек совершает неверие и придает Аллаху сотоварищей. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие седьмое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва – от них пришли выражения, из которых можно понять, что они приостанавливаются в вынесении постановления о неверии в отношении некоторых личностей, которые совершали многобожие, но либо умерли до появления этого призыва, либо было известно, что они были невеждами и до них не дошел довод. Однако они не выносили постановление об исламе многобожника, пока он оставался на многобожии и не приносил покаяние. Этим их позиция отличалась от позиции тех, кто им противоречил.

Различие восьмое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва ответили на сомнения противников призыва и разъяснили их заблуждения. Они разъяснили те аргументы, на которые опирались те люди. Например, они приводили в качестве довода слова шейха ислама Ибн Теймии и его ученика Ибн уль-Каййима.

Различие девятое – имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы призыва разъяснили, что постановление о неверии еретиков и могилопоклонников – это не путь хариджитов в вопросе обвинения в неверии. Что касается хариджитов, то пришли религиозные тексты, порицающие их и предостерегающие от их пути. Также предостережения от них пришли от имамов из числа праведных предшественников и ученых исламской общины. Излишество хариджитов – это великое преступление против ислама и мусульман. Однако появились люди, которые думают, что они защищают призыв шейха Мухаммада ибн ′Абд уль-Уаххаба. Когда эти люди разъясняют непричастность шейха к пути хариджитов, которые проявляли излишество в обвинении в неверии, они при этом заявляют, что шейх и другие имамы призыва считали могилопоклонников мусульманами.

Я прошу Аллаха, чтобы этот труд был искренним ради Его благородного Лика, и чтобы Аллах принял его и принес посредством него пользу автору, читателям и всем мусульманам. Также я прошу Аллаха, чтобы Он воздал благом нашему шейху Салиху ибн Фаузану аль-Фаузану, да хранит его Аллах, и нашему шейху Мухаммаду ибн Хасану Али аш-Шейху, да хранит его Аллах, а также всем остальным моим шейхам и тем, кто принес мне пользу.

Я не притязаю на совершенство и полный охват всех вопросов в этой книги. Та истина, которая в ней, от Аллаха, а те ошибки, которые в ней, от меня и шайтана. Я прошу у Аллаха прощения за эти ошибки!

Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Исследование первое: Разъяснение языкового и шариатского значения слова «′ибада» («поклонение»). Важность правильного понимания этого термина.

Арабское слово «′ибада» (عبادة) – это отглагольное существительное (масдар), происходящее от глагола «′абада» — «я′буду» (عبد — يعبد).  Слово «′ибада» в арабском языке означает «предельное самоуничижение»[2].

Что касается религиозного значения слова «′ибада» («поклонение»), то определения ученых разнятся, хотя их смысл, в общем, одинаков.

Поклонение (′ибада) – это то, что узаконил Аллах, и то, что Он ниспослал Своему посланнику r из Своих повелений, как обязательных, так и желательных, причем все это должно совершаться искренне ради Аллаха и в соответствии с путем посланника Аллаха r.

Некоторые ученые сказали, что поклонение (′ибада) – это абсолютная любовь, сопряженная с абсолютной покорностью и самоуничижением, которые подразумевают подчинение любимому и покорность ему[3].

Другие сказали, что поклонение (′ибада) – это выполнение того, что велено, и оставление того, что запрещено. Иначе говоря, выполнение обязательного и желательного, и оставление запретного и нежелательного[4].

Третьи сказали, что поклонение (′ибада) – это то, что повелел Аллах из убеждений, слов и деяний.

Четвертые сказали, что поклонение (′ибада) – это то, что велено в шариате и не имеет отношения к обычаям людей и выводам разума[5].

Также определение поклонению дал шейх ислама Ибн Теймия, и за ним в этом последовала группа обладателей знания. Он сказал, что поклонение (′ибада) – это все, что любит Аллах, и все, чем Он доволен, из слов и деяний как явных, так скрытых.

Ибн Теймия сказал: «Поклонение (′ибада) – это общее название для всего того, что любит Аллах, и всего того, чем Он доволен, из слов и деяний как явных, так скрытых. Примеры поклонения – это, например, молитва, закят, пост, хадж, правдивость в речах, возвращение вверенного на хранение, благочестие к родителям, укрепление родственных уз, выполнение договоров, повеление совершать одобряемое, запрещение порицаемого, усердие против неверующих и лицемеров, благое отношение к соседу, сироте, бедняку, путнику, невольнику и животным, мольбы (ду′а), поминание Аллаха (зикр) и чтение Корана. Также любовь к Аллаху и Его посланнику , страх перед Аллахом, возвращение к Нему после греха, посвящение религии лишь Ему, терпение в отношении Его постановлений, благодарность за Его милости, довольство Его предопределением, упование на Него, надежда на Его милость и страх перед Его наказанием, и т. п. Ведь поклонение Аллаху – это то, что любимо Ему, и то, чем Он доволен, и то, ради чего Он сотворил творения. Всевышний Аллах сказал: «И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»[6]»[7].

Таким образом, поклонение – это внешнее и внутреннее проявление религии путем выполнения того, что повелел Аллах, и оставления того, что Он запретил в Своей Книге или на устах Своего пророка r, и выполнение всего этого ради того, чтобы приблизиться к Аллаху и выполнить Его приказы. Если человек посвятил поклонение кому-то, кроме Аллаха, и его не принуждали делать это, то он считается тем, кто ищет близости к этому объекту поклонения, даже если он и не намеревался искать близости к кому-то, кроме Аллаха.

Поклонение не будет действительным без искренности пред Аллахом, без выполнения Его повелений и без следования за путем Его пророка r.

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему, как ханифы [единобожники], совершать молитву и выплачивать закят. Это и есть правая вера»[8].

Также Всевышний Аллах сказал: «И что дал вам посланник, то берите это, а что он вам запретил, то от того удержитесь. И остерегайтесь (наказания) Аллаха, ведь поистине Аллах суров в наказании»[9].

′Умар ибн уль-Хаттаб t слышал, как посланник Аллаха r говорил: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)»[10].

А ′Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо внес в это наше дело[11] то, что не из него, то оно будет отвергнуто»[12].

В версии, которую приводит Муслим, сказано: «Если кто-либо совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто».

Если кто-либо посвятил что-то из поклонения не Аллаху, то он считается ищущим близости к этому объекту поклонения и придавшим Аллаху сотоварищей в поклонении, и проявившим неверие в Него. Он выходит из ислама и все его деяния становятся тщетными, и он обязательно окажется навечно в Аду, если умрет в таком положении.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает»[13].

Также Аллах сказал: «А если бы они придали Ему сотоварищей, то непременно тщетным для них оказалось бы то, что они делали!»[14].

Также Аллах сказал: «Ведь кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил (вхождение в) Рай. И (конечным) пристанищем для него (будет) Огонь [Ад], и не (будет) у притеснителей помощников»[15].

Также Аллах сказал: «А кто молит наряду с Аллахом другого бога, у того нет доказательства на это, и расчет его (за это) только у его Господа (в День Суда)! Поистине, не обретут успеха неверующие»[16].

Абу Хурейра t передал, что посланник Аллаха сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Я меньше всего нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей. Если кто-либо совершит деяние, придав Мне в нём кого-то в сотоварищи, то Я оставлю его и его многобожие»»[17].

Именно для разъяснения этого вопроса Аллах отправил посланников. Это и есть самое великое дело и самый важный вопрос. Если человек не понял этот вопрос, то он не познал религию Аллаха и не придерживается истины.

Сподвижники и праведные предшественники проявляли великое усердие, жертвуя своими душами, имуществом и детьми, и покидали родину, чтобы претворить в жизнь это великое дело – поклонение одному Аллаху и отречение от всего того, чему поклоняются вместо Аллаха.

В двенадцатом веке по хиджре Аллах почтил Неджд и его окрестности этим благодатным призывом после того, как Неджд постигло то, что постигло многие другие города и страны, а именно исчезновение вех религии и чуждое положение верующих. Аллах почтил Неджд этим благодатным и благотворным призывом к пути праведных предшественников. Его начал вести имам и обновитель религии Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб, и в этом его поддержали правители, во главе которых был имам Мухаммад ибн Су′уд. Также его поддержали ученые, влиятельные люди и многие представители простого народа. Они призывали людей к Аллаху и к необходимости поклонения лишь Ему одному. Они призывали к необходимости очистить убеждения людей от того, что примешалось к ним из многобожия и религиозных новшеств. Аллах даровал благодать его призыву и он оказал великое влияние на Неджд и все области Аравийского полуострова, а также на весь исламский мир. Пусть Аллах помилует имама и обновителя религии, а также всех имамов этого призыва и всех мусульманских ученых!

Имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб разъяснял в своих посланиях и письмах великое положение поклонения и его сущность, и разъяснял сомнения могилопоклонников и сторонников религиозных новшеств.

Он сказал, разъясняя этот вопрос: «Виды поклонения, которые повелел Аллах – это, например, ислам, вера (иман) и ихсан. Также к видам поклонения относятся:

1. Мольба (ду′а);

2. Страх (хауф);

3. Надежда (раджа);

4. Упование (таваккуль);

5. Стремление (рагба);

6. Боязнь (рахба);

7. Смирение (хушу′);

8. Страх, сопряженный со знанием (хашья);

9. Возвращение с покаянием (инаба);

10. Обращение за помощью (исти′ана);

11. Обращение за защитой (исти′аза);

12. Обращение за помощью в тяжелых ситуациях (истигаса);

13. Жертвоприношение (забх);

14. Обет (назр)

А также другие виды поклонения, которые повелел Аллах. Все они должны быть посвящены только Всевышнему Аллаху.

А доказательством являются слова Всевышнего Аллаха: «И мечети (или: места поклонения) принадлежат Аллаху, посему не взывайте (и не поклоняйтесь) никому наряду с Аллахом»[18].

И кто посвятит что-либо из поклонения не Аллаху, тот является многобожником и неверующим. А доказательством являются слова Всевышнего Аллаха: «А кто взывает [поклоняется] наряду с Аллахом к другому богу, у того нет доказательства на это, и расчет его (за это) только у его Господа (в День Суда)! Поистине, не обретут успеха неверующие!»[19]»[20].

Также он сказал: «Основа поклонения – это искренность пред одним Всевышним Аллахом и следование лишь за посланником Аллаха r. Всевышний Аллах сказал: «И мечети (или: места поклонения) принадлежат Аллаху, посему не взывайте (и не поклоняйтесь) никому наряду с Аллахом»[21].

Также Всевышний сказал: «Веруйте же в Аллаха и Его посланника [Мухаммада], – пророка, который не умеет читать и писать, и который верует в Аллаха и Его Слова, и следуйте за ним, – может быть, вы пойдете прямым путем!»[22].

Также Всевышний сказал: «И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад) ни одного посланника, кроме как только внушив ему, что нет истинного бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же (только) Мне»[23].

Также Всевышний сказал: «И к Нему (обращен) зов истины [только к Нему можно обращаться с мольбой]. А те (божества), к которым они взывают помимо Него, не отвечают им ничем [никак не могут помочь им]. Разве что (этим) они подобны тому, кто простирает свои руки к воде, чтобы она дошла до его рта, но она не доходит до него. И ведь молитва неверных (находится) только в заблуждении!»[24].

Также Аллах сказал: «Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь»[25].

Также Всевышний сказал: «И что дал вам посланник, то берите это, а что он вам запретил, то от того удержитесь»[26].

Также Всевышний сказал: «Скажи (о, посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый»»[27]»[28].

Точно также и другие имамы этого призыва следовали по этому пути, призывая к чистому единобожию и усердствуя против тех, кто противоречит истине, и стремясь очистить убеждения людей от того, что примешалось к ним из многобожия, суеверий и ложных представлений. Они писали книги и письма, опровергали тех, кто противоречит истине, и отвечали на сомнения еретиков и могилопоклонников.

Сказал ′Абд ур-Рахман ибн Хасан: «Определение термину «′ибада» («поклонение») дал наш шейх Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб, когда приводил полезные выводы в своей книге о единобожии. Он сказал, что «′ибада» («поклонение») – это единобожие (таухид), ибо споры между пророками и людьми были именно относительно этого. То есть тот, кто не пришел с единобожием, на самом деле, не поклоняется Аллаху. Это указывает на то, что поклоняющийся Аллаху непременно должен отказаться от многобожия (ширка), а иначе поклонение не будет называться поклонением.

И сказал шейх Такыюддин (Ибн Теймия), что поклонение (′ибада) – это общее название для всего того, что любит Аллах, и всего того, чем Он доволен, из слов и деяний. Это именно та цель, которая любима Всевышнему. Ради нее Он отправил посланников и низвел Книги.

Сказал (пророк) Нух, обращаясь к своему народу: «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху, (ведь) нет для вас другого истинного бога, кроме Него!»[29].

То же самое сказали Худ и Салих.

Дело в том, что слово «илях» («бог, божество») используется в отношении любого объекта поклонения, будь он истинным или ложным. Истинный Бог – это Аллах. Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха»[30].

Этот вид единобожия называется «таухид аль-иляхия» («единственность Аллаха в праве на поклонение»), ибо оно строится на искренности и обожествлении. То есть человек должен сильно любить лишь одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, а за этим следует искренность (ихляс) и поклонение (′ибада). Также этот вид единобожия называется «таухид аль-′ибада» («единобожие в поклонении») или «таухид аль-ирада» («единобожие в желании»), ибо он строится на желании Лика Аллаха посредством деяний. Также его называют «таухид аль-касд» («единобожие в устремлении»), ибо он строится на искреннем устремлении, за которым следует искреннее поклонение одному лишь Аллаху. Также его называют «таухид аль-′амаль» («единобожие в деяниях»), ибо он строится на искреннем посвящении деяний одному Аллаху.

Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйся же (только одному) Аллаху, делая исключительным только Ему (всё свое) поклонение! О, да! Аллаху (принадлежит) чистая (от многобожия) религия»[31].

Единобожник (муваххид) – это тот, кто собрал свое сердце и свой язык искренне ради Всевышнего Аллаха и поклоняется Аллаху с любовью, страхом, надеждой, мольбами, обращениями за помощью в тяжелых ситуациях и упованием. Единобожник взывает лишь к Аллаху в тех ситуациях, когда никто, кроме Аллаха, не может принести пользу или отвести вред. Он любит ради Аллаха и враждует ради Аллаха. Он выполняет повеления Аллаха и смотрит на право Творца и права творений из числа пророков и приближенных Аллаха, проводя различия между двумя этими правами.

Это и есть претворение в жизнь свидетельства «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), ведь «илях» («бог») – это тот, кого обожествляют сердца посредством любви. Например, человек любит Аллаха, возвеличивает Его и покоряется Ему.

Всевышний Аллах сказал: «А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они [такие люди] любят их [лжебогов] так же, как любят Аллаха»[32].

Чистая любовь к Аллаху не подобна любви того, кто любит кого-то наряду с Аллахом. Всевышний Аллах сказал, передавая слова неверующих: «Клянемся Аллахом, мы однозначно были в явном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров!»[33].

Свидетельство «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха») означает, что человек отрицает своим сердцем и языком божественность кого-то, помимо Аллаха, и утверждает божественность Тому, Кто ее заслуживает – Аллаху, Истинному Богу. Он своим сердцем отворачивается от всех творений и не поклоняется им наряду с Аллахом, и устремляется к поклонению Господу земли и небес. Это также заключает в себе желание сердца поклоняться Аллаху и оставить всех, кроме Него. Человек в своих знаниях, устремлениях, свидетельстве, желании, знании и любви разделяет между Творцом и творениями. То есть он знает об Аллахе и поминает Его; он знает, что Аллах не подобен Своим творениям, а отличается от них в праве на поклонение, а также в Своих действиях и атрибутах. Он любит Аллаха и обращается за помощью к Нему, а не к кому-то другому, уповает на Него, а не на кого-то другого»[34].

Сказал ′Абдуллах Аба Бутейн: «Определение и суть поклонения (′ибада) – это подчинение Аллаху. Каждое слово и деяние, явное и скрытое, которое любимо Аллаху, является поклонением. Все, что Аллах повелел в шариате, будь это повеление, указывающим на обязательность или желательность, является поклонением. Это и есть суть поклонения у всех ученых. И если кто-либо посвятит что-то из этого не Аллаху, то он будет неверующим многобожником»[35].

Сказал Хамд ибн Му′аммар: «Поклонение (′ибада) – это общее название для всего того, что любит Аллах, и всего того, чем Он доволен, из слов и деяний. Например, мольба является поклонением, если человек взывает к кому-то в том, в чем способен помочь только Аллах. Если человек просит что-то у другого или обращается к другому за помощью (в том, на что способен только Аллах), то он этим самым поклоняется ему. Мольба (ду′а) относится к самым лучшим видам поклонения и самым великим деяниям покорности.

Всевышний Аллах сказал: «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне [обращайтесь с мольбой ко Мне], (и) Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну [Ад] ничтожными!»[36].

Ат-Тирмизи передал со слов Ибн ′Аббаса, что пророк r сказал: «Мольба (ду′а) – это стержень поклонения».

Также ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов ан-Ну′мана ибн Башира, что посланник Аллаха r сказал: «Мольба (ду′а) – это и есть поклонение», а затем прочитал: «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне [обращайтесь с мольбой ко Мне], (и) Я отвечу вам». Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный».

Сказано в толковании данного хадиса, что слова «мольба (ду′а) – это и есть поклонение» означают, что мольба – это самое великое поклонение. Это подобно словам пророка r: «Хадж – это (нахождение на) ′Арафате». То есть нахождение на ′Арафате – это самый великий столп хаджа.

Что же касается слов пророка r «мольба (ду′а) – это стержень поклонения», то они означают, что мольба – это самое ценное поклонение. Ведь человек, взывая к Аллаху, уже не связывает свои надежды с кем-то другим. Это и есть суть единобожия и искренности»[37].

Это и есть смысл поклонения (′ибада), на который указывают Коран и Сунна, и то, что утвердили ученые. Человек непременно должен знать суть и смысл поклонения. Человек непременно должен знать шариатское значение термина «′ибада» («поклонение»). Он должен знать, когда деяние будет поклонением, посвящение которого не Аллаху будет многобожием (ширком), а когда деяние будет дозволенным. Человек должен знать разницу между тем, что является поклонением, и тем, что не является поклонением, и тогда он поймет, что является многобожием (ширком), а что не является.

Именно поэтому имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб в своих посланиях и книгах многократно упоминал этот вопрос и разъяснял, что человек, который ведет споры в защиту многобожников и защищает еретиков и могилопоклонников, не понял истинную суть поклонения или намеренно отвергает ее. Например, об этом сказано в его послании «Кашф уш-шубухат», где он осветил этот великий вопрос и разъяснил важность правильного понимания смысла слова «′ибада» («поклонение»), а также важность правильного понимания религиозного значения этого термина. Он разъяснил, что всё, что повелел Аллах, является поклонением, посвящение которого не Аллаху будет многобожием (ширком).

В этом послании «Кашф уш-шубухат» у него есть прекрасные слова, когда он ответил на сомнения многобожников, считающих, что мольбы к мертвым и отсутствующим не являются поклонением.

Он сказал: «Если же он скажет: «Я не поклоняюсь никому, кроме Аллаха. Обращение же защитой к мертвым и мольбы к ним не являются поклонением», то скажи ему: «Ты подтверждаешь, что Аллах вменил тебе в обязанность искреннее поклонение лишь Ему одному, и таково Его право на тебя?!». Если он скажет: «Да!», то скажи ему: «Разъясни же мне, что вменил Аллах тебе в обязанность. Разъясни мне, что такое искреннее поклонение лишь одному Аллаху, и каково Его право на тебя!». Если он не знает, что такое поклонение (′ибада), и не знает его виды, то разъясни ему их, сказав: «Всевышний Аллах сказал: «Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и в тайне»[38]». Когда ты оповестишь его об этом, то скажи ему: «Ты признаешь, что (мольба) – это поклонение Аллаху?!». Он обязан ответить: «Да!», ведь мольба (ду′а) – это стержень поклонения. Скажи же ему: «Если ты признаешь, что мольба является поклонением, и взываешь к Аллаху ночью и днем, со страхом и надеждой, а затем при появлении какой-то нужды начинаешь взывать к пророку или кому-то еще, то разве ты не придаешь Аллаху сотоварищей?!». Он обязательно ответит: «Да, (это так)!». Скажи же ему: «Ты знаешь о словах Всевышнего Аллаха: «Так молись же Господу твоему и (ради Него) закалывай (жертвенных животных)»[39], и ты подчиняешься Аллаху, и закалываешь ради Него (жертвенных животных). Является ли это поклонением?!». Он обязан ответить: «Да!». Тогда скажи ему: «А если ты станешь закалывать жертву ради творения (например, ради пророка, джинна или кого-то еще), то разве ты не придашь Аллаху сотоварищей в поклонении?!». Он обязательно должен признаться и сказать: «Да, (это так)!».

Также скажи ему: «Многобожники, о которых был ниспослан Коран. Поклонялись ли они ангелам, праведникам, аль-Ляту[40] и другим (творениям)?». Он непременно ответит: «Да». Скажи же ему: «Разве их поклонение им не заключалось в обращении к ним с мольбами, принесении им жертв, поиска у них защиты и т. п.? Ведь они признавали, что эти творения являются рабами Аллаха и находятся в Его власти, и что лишь Аллах управляет делами. Однако они взывали к ним и обращались к ним за защитой, так как считали, что у них есть высокое положение (пред Аллахом) и они смогут заступиться за них. Это является предельно очевидным!»»[41].

Таким образом, мы поняли шариатское значение термина «′ибада» («поклонение») и важность правильного понимания его смысла. Мы понимаем, что неправильное понимание этого смысла является опасным и оказывает великое влияние на порчу веры (имана), и человек перестает отличать ислам от многобожия. Таково положение многих людей, которые ведут споры в защиту многобожников и защищают еретиков и могилопоклонников.

Продолжение следует…


[1] Сура «Али ′Имран», аят 7.
[2] См. «Лисан уль-′араб», (3/271-273).
[3] См. «Маджму′ уль-фатауа», (10/19); «ад-Дурар ус-сания», (2/298).
[4] См. «ад-Дурар ус-сания», (2/213; 12/62); «Муфрадат альфаз аль-Куран», (стр. 542) ар-Рагыба аль-Асфахани.
[5] См. «Кашшаф уль-кина′», (1/418) аль-Бухути; «ад-Дурар ус-сания», (2/298).
[6] Сура «аз-Зарийят», аят 56.
[7] См. «Маджму′ уль-фатауа», (10/149).
[8] Сура «аль-Беййина», аят 5.
[9] Сура «аль-Хашр», аят 7.
[10] Аль-Бухари, (№ 1); Муслим, (№ 1907).
[11] То есть в религию ислам.
[12] Аль-Бухари, (№ 2697); Муслим, (№ 1718).
[13] Сура «ан-Ниса», аят 48.
[14] Сура «аль-Ан′ам», аят 88.
[15] Сура «аль-Маида», аят 72.
[16] Сура «аль-Муминун», аят 117.
[17] Муслим, (№ 2985).
[18] Сура «аль-Джинн», аят 18.
[19] Сура «аль-Муминун», аят 117.
[20] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/128).
[21] Сура «аль-Джинн», аят 18.
[22] Сура «аль-А′раф», аят 158.
[23] Сура «аль-Анбия», аят 25.
[24] Сура «ар-Ра′д», аят 14.
[25] Сура «аль-Хаджж», аят 62.
[26] Сура «аль-Хашр», аят 7.
[27] Сура «Али ′Имран», аят 31.
[28] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/86).
[29] Сура «аль-А′раф», аят 59.
[30] Сура «Мухаммад», аят 19.
[31] Сура «аз-Зумар», аяты 2-3.
[32] Сура «аль-Бакара», аят 165.
[33] Сура «аш-Шу′ара», аяты 97-98.
[34] См. «ад-Дурар ус-сания», (2/303-305).
[35] См. «ад-Дурар ус-сания», (10/391).
[36] Сура «Гафир», аят 60.
[37] См. «Маджму′а ар-расаиль уаль масаиль ан-надждия», (1/593-594).
[38] Сура «аль-А′раф», аят 55.
[39] Сура «аль-Каусар», аят 2.
[40] Аль-Лят – это праведный человек, который скончался, после чего курейшиты стали поклоняться его могиле.
[41] См. «Кашф уш-шубухат», (стр. 20).

Похожее