wasat-media big logo

"Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. " • Сура "Аль-Бакара", аят 143 •  

  • Главная
  • Статьи
  • Вероубеждение
  • Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Поделиться:

Исследование третье: Смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), столпы и условия этого свидетельства. Разъяснение того, что произнесение «ля иляха илля Ллах» не защищает человека от отступления от веры, даже если он выполняет обряды ислама, если при этом он впал в то, что разрушает его религию.

Поистине, слова единобожия «ля иляха илля Ллах» — это то, посредством чего становится действительным ислам человека. Они проводят разницу между мусульманином и иноверцем, между счастливыми и несчастными, между обитателями Рая и обитателями Огня. Именно из-за этих слов были отправлены посланники и ниспосланы Книги, сотворены Рай и Ад. Именно из-за этих слов ведется усердие на пути Аллаха. Произнесение этих слов – первая обязанность человека. Если же кто-либо разрушил или оставил их, то он является неверным.

Всевышний Аллах сотворил творения, чтобы они поклонялись Ему одному, ничего не придавая Ему в сотоварищи, и чтобы они отреклись от всего того, чему поклоняются вместо Него. Такова мудрость сотворения. Аллах не сотворил их для забавы или просто так. Он не оставил их без повелений и запретов.

Всевышний Аллах сказал: «И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»[1].

В этом аяте содержится разъяснение того, что Аллах сотворил джиннов и людей для великой мудрости, а именно для выполнения Его повелений и отстранения от запрещенного Им, и чтобы они любили Его, проявляли пред Ним покорность, самоуничижение и послушание как внешне, так и внутренне. Это и есть поклонение одному Аллаху без придания Ему сотоварищей.

Аллах не принимает ни одно деяние без претворения в жизнь этого великого слова – свидетельства единобожия «ля иляха илля Ллах».

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему, как ханифы [единобожники], совершать молитву и выплачивать закят. Это и есть правая вера»[2].

Также Всевышний Аллах сказал: «Если ты придашь (Аллаху) сотоварищей, то непременно, станут тщетными твои деяния, и (в таком случае) ты обязательно окажешься из числа потерпевших убыток»[3].

Свидетельство единобожия – это самое великое из того, что повелел Аллах. Именно поэтому весь Коран повествует о единобожии: он либо велит придерживаться единобожия, либо запрещает то, что ему противоположно, либо разъясняет воздаяние, ожидающее его сторонников, либо разъясняет конец многобожников. И все посланники были посланы именно для призыва к единобожию и предостережения от многобожия.

Всевышний Аллах сказал: «И уже Мы отправляли к каждой общине посланника (повелев ему, чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь лжебога»»[4].

Му′аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды я сидел на осле позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «О Му′аз! Знаешь ли ты, каково право Аллаха на рабов и каково право рабов на Аллаха?!». Я ответил: «Аллах и Его посланник знают лучше!». (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: «Право Аллаха на рабов заключается в том, чтобы они поклонялись Ему и ничего не придавали Ему в сотоварищи, а право рабов на Аллаха заключается в том, что Он не станет наказывать тех, кто ничего не придавал Ему в сотоварищи». Тогда я спросил:»О посланник Аллаха! Не обрадовать ли мне людей?!». (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: «Не радуй их (этой вестью), а не то они станут полагаться лишь на это!»»[5].

′Убада ибн ус-Самит (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто засвидетельствует, что нет истинного бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад – Его раб и Его посланник, что ′Иса – раб Аллаха, Его посланник и Его слово, с которым Он обратился к Марьям, и дух от Него, что Рай – истина и Огонь – истина, Аллах введет в Рай независимо от того, какими были его дела»[6].

′Итбан (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах сделал запретным для Огня того, кто сказал: «Ля иляха илля Ллах», стремясь этим к Лику Аллаха»[7].

Джабир (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто встретит Аллаха, ничего не придавая Ему в сотоварищи, тот войдет в Рай. А кто встретит Его, придавая Ему сотоварищей, тот войдет в Огонь»[8].

Все эти достоинства обретет лишь тот, кто претворил в жизнь эти слова единобожия – «ля иляха илля Ллах»; претворил в жизнь их смысл, их столпы и условия, а также сторонился того, что их разрушает. Если человек просто произнес это свидетельство языком, но не был убежден в нем или не совершал деяния в соответствии с ним, то оно не принесет ему пользы.

Смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах» — нет истинного бога, кроме Аллаха.

Всевышний Аллах сказал: «И вот (однажды) сказал Ибрахим своему отцу и своему народу: «Поистине, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня. Поистине же, Он поведет меня верным путем!»»[9].

Этот аят указывает на то, что свидетельство «ля иляха илля Ллах» имеет два столпа:

Первый столп: отрицание. Отрицание того, что кто-то, кроме Аллаха, заслуживает поклонения. Это указывает на ложность поклонения кому-либо, кроме Аллаха.

Второй столп: утверждение. Утверждение того, что только один Аллах заслуживает поклонения. То есть, если человек поклоняется кому-то наряду с Аллахом, то он не считается тем, кто претворил в жизнь поклонение одному Аллаху.

Свидетельство «ля иляха илля Ллах» будет действительным лишь при соблюдении двух его столпов: отрицание и утверждение.

Таким образом, у этого свидетельства есть два столпа. Точно также у него есть и последствия, и оно не будет действительным и не спасет, и не поможет человеку, если он не претворит в жизнь эти последствия.

Из обязательных следствий этого свидетельства веление соблюдать единобожие.

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему»[10].

Также Всевышний Аллах сказал: «И уже Мы отправляли к каждой общине посланника (повелев ему, чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь лжебога»»[11].

Из обязательных следствий этого свидетельства любовь и дружба с приверженцами единобожия.

Всевышний Аллах сказал: «А верующие мужчины и верующие женщины (такие), (что) одни из них (являются) покровителями [сторонниками и помощниками] других»[12].

Также Всевышний Аллах сказал: «Поистине, верующие – братья»[13].

Из обязательных следствий этого свидетельства запрещение многобожия.

Всевышний Аллах сказал: «Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие (является) однозначно, великим злодеянием»[14].

Также Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей»[15].

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи (им): «Приходите, я прочитаю то, что Господь ваш запретил вам: (Он завещал), чтобы вы ничего не придавали Ему в сотоварищи»»[16].

Из обязательных следствий этого свидетельства вражда к многобожникам и отречение от них.

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите Моего и вашего врага (себе) друзьями (и сторонниками)»[17].

Также Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан (себе) сторонниками (и друзьями), (так как) одни из них являются сторонниками (и друзьями) других. А если кто из вас (о, верующие), возьмет их себе в друзья, тот и сам (будет считаться) из них. Поистине, Аллах не ведет творящих зло»[18].

Также Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев (и других родственников) сторонниками (себе), если они полюбили неверие больше веры. А кто из вас берет их в сторонники, то такие (являются) причинившими зло (самим себе)»[19].

Также Всевышний Аллах сказал: «Не найдешь ты (таких) людей, которые веруют в Аллаха и в Последний День, чтобы они любили тех, которые враждуют с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, или сыновья, или их братья, или их родственники. Таким (людям) написал Аллах в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него. И введет Он их в Сады (Рая), где внизу (под дворцами и деревьями) текут реки, (и будут они) вечно пребывающими в них [в райских садах]. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Такие – это партия Аллаха [Его сторонники]. О да, поистине, партия Аллаха – они обретшие счастье (в этом мире и в Вечной жизни)!»[20].

Из обязательных следствий этого свидетельства обвинение многобожников в неверии

Всевышний Аллах сказал: «Ведь кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил Рай. И (конечным) пристанищем для него (будет) Огонь, и не (будет) у притеснителей помощников»[21].

Также Всевышний Аллах сказал: «Если ты придашь (Аллаху) сотоварищей, то непременно, станут тщетными твои деяния, и (в таком случае) ты обязательно окажешься из числа потерпевших убыток»[22].

Также Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые препираются о знамениях Аллаха, до чего они отвращены (от истины)? (Это) – те, которые сочли ложью Книгу [Коран] и то, с чем Мы посылали Наших посланников [то, что ниспосылалось от Аллаха до Корана], но вскоре они узнают (итог своего неверия), когда (в День Суда) (будут одеты) (огненные) оковы на их шеи и цепями (будут скованы их ноги), (когда) их будут влачить (ангелы) в кипяток, а потом в Огонь, где их разожгут. Потом скажут им: «Где те, которых вы приобщали в сотоварищи [божества, которым вы поклонялись], кроме Аллаха?». (И неверующие) скажут: «Скрылись они от нас. Нет, мы и не обращались с мольбой (и не поклонялись) раньше никому». Так Аллах вводит в заблуждение неверных! (И скажут им ангелы): «Это (наказание) вам (дается) за то, что вы радовались на земле без права [жили в неведении и радовались, когда совершали грехи], и за то, что вы торжествовали! Входите во врата Геенны для вечного пребывания там! И (как же) скверно обиталище высокомерных»»[23].

Таковы обязательные следствия свидетельства единобожия. Это свидетельство не будет действительным, пока мусульманин не претворит его как внешне, так и внутренне, и не будет сторониться того, что делает его недействительным. Если же человек просто произнес его, но не претворил в жизнь его обязательные следствия, то он не считается тем, кто поступает в соответствии с этим свидетельством, а оно не принесет пользы тому, кто произнес его, но не поступает в соответствии с ним. Деяния обязательно должны присутствовать, а иначе это будет просто бессмысленным словом. Свидетельство «ля иляха илля Ллах» принесет пользу лишь тому, кто выполнял обряды ислама, выполнял молитву, выплачивал закят, соблюдал пост, совершал хадж, и претворил в жизнь столпы веры, будучи убежденным в них, придерживаясь повелений Аллаха и оставляя то, что Он запретил, считая дозволенное дозволенным, а запретное запретным, выполняя условия этого свидетельства и соблюдая его именно так, как повелел Аллах. Тот, кто соблюдал его именно так, имеет права и обязанности мусульман.

Также это свидетельство не будет действительным без претворения в жизнь условий его действительности. Этих условий восемь:

Первое условие – знание смысла этого свидетельства, которое несовместимо с невежеством.

Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех»[24].

Второе условие – искренность, которая несовместима с многобожием.

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему»[25].

Третье условие – любовь, которая несовместима с неприязнью.

Всевышний Аллах сказал: «А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных [приравнивают кого или чего-либо Аллаху], и любят их [лжебогов] так же, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее (всего) любят Аллаха»[26].

Четвертое условие – подчинение, которое несовместимо с отворачиванием и высокомерием.

Всевышний Аллах сказал: «И кто предал свой лик Аллаху [кто полностью подчинился Аллаху во всех своих словах и делах], будучи искренним, тот ухватился за крепчайшую связь»[27].

Пятое условие – правдивость, которая несовместима с ложью.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине же, они не считают тебя лжецом (в своих душах) [они знают, что ты полностью правдив], однако беззаконники отрицают знамения Аллаха»[28].

Шестое условие – принятие, которое несовместимо с отвержением.

Всевышний Аллах сказал: «(Ведь) поистине, они [эти многобожники], когда им говорили: «Нет истинного бога, кроме Аллаха!» – проявляли высокомерие»[29].

Седьмое условие – убежденность, которая несовместима с сомнениями.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений (в своей вере)»[30].

Восьмое условие – отречение от ложных богов.

Всевышний Аллах сказал: «Кто отвергает лжебога и верует в Аллаха, тот ухватился за крепчайшую связь»[31].

Отречение от ложных богов заключается в том, что человек считает ложным поклонение кому-либо, кроме Аллаха, проявляет неверие во все, чему поклоняются вместо Аллаха, и считает неверным того, кто поклоняется не Аллаху. Если человек не отрекся от ложных богов или не считает неверным того, кто уверовал в ложных богов, то ему не принесет пользы произнесение слов «ля иляха илля Ллах», даже если он будет поклоняться Аллаху тысячу лет. Это свидетельство не принесет ему пользы, пока он разрушает его неверием в Аллаха и верой в ложных богов.

Это – восемь условий действительности этого великого свидетельства. Если человек претворил в жизнь эти условия, то он претворил в жизнь единобожие и может надеяться на милость и прощение Аллаха, которое Он обещал единобожникам. Тот же, кто не претворил в жизнь это свидетельство, является неверующим. Если он умрет в таком положении, то окажется обитателем Огня.

Также это свидетельство «ля иляха илля Ллах» не принесет пользы тому, кто разрушает его посредством того, что делает ислам недействительным. Речь идет о том, кто впал в неверие или многобожие, или оставил молитву, даже если он не отрицает ее обязательность, или оставил выплату закята, отрицая его обязательность, или оставил остальные столпы ислама, отрицая их обязательность, или счел ложью что-то из Корана или достоверной от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сунны, или объявил запретное дозволенным, или объявил дозволенное запретным, или убежден в том, что имеет право выходить за рамки законов, с которыми пришел пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), или же поверил прорицателям, колдунам и тем, кто заявляет о знании сокровенного, или стал помогать многобожникам против мусульман, или не обвиняет в неверии многобожников, или сомневается в их неверии, или считает их учение верным, или совершает какие-то другие деяния, разрушающие ислам. Эти вопросы подробно разобраны в книгах обладателей знания, а здесь мы не станем подробно разъяснять их. Если кто-либо совершает что-то из этого, то ему не принесут пользы слова «ля иляха илля Ллах», даже если он будет повторять их всю жизнь. Он будет неверующим, пока нарушает эти слова, ведь единобожие (таухид) – это убеждение, слово и дело. Единобожие – это не просто убеждения без слов, и не просто слова без деяний, и не просто слова и деяния без убеждений.

Если человек совершил или высказал или был убежден в том, что является явным неверием, то выносится постановление о его неверии и с ним обращаются так же, как с остальными неверующими. В этом единогласны ученые. Ведь этот человек не соблюдает свидетельство единобожия «ля иляха илля Ллах» так, как это необходимо. Ученые разъяснили этот вопрос предельно ясно, не говоря уже о том, что он ясно разъяснен в Коране и Сунне. Разъяснение этого вопроса часто встречается в словах имамов четырех мазхабов и других имамов мазхабов, за которыми следуют. Также этот вопрос разъяснили имамы религии в своих книгах по вероучению. Также его разъяснил шейх ислама Ибн Теймия и его ученик Ибн уль-Каййим.

Сказал шейх ислама Ибн Теймия: «Мусульмане единогласны и это известно всем из религии ислам, что рабу не разрешается поклоняться, взывать, обращаться за помощью в тяжелых ситуациях и уповать на кого-то, кроме Аллаха. И они единогласны в том, что если кто-то поклоняется приближенному ангелу или посланному пророку, или взывает к нему, или обращается к нему за помощью, то он является многобожником»[32].

Также он сказал: «Кто отрицает повеления и запреты или не признает их, тот является явным многобожником, чье неверие более очевидно, чем неверие иудеев, христиан и огнепоклонников»[33].

Также он сказал: «Если кто-либо отрицает обязательность явных обязательных предписаний, дошедших до нас по многочисленным путям (например, пять молитв, пост в месяц рамадан, хадж к древнему Дому (Каабе)) или отрицает запретность каких-либо очевидно запретных деяний (например, различные мерзости, несправедливость, распитие вина, азартные игры, прелюбодеяние и т. д.), или отрицает дозволенность того, что явно дозволено (например, хлеб, мясо, вступление в брак), то он является неверующим вероотступником, которого призывают к покаянию. Если он раскается, (то хорошо), а иначе его казнят. Если же он скрывает это (в сердце), то является лицемером»[34]

Эти смыслы также утвердил имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб и имамы этого призыва, следуя за теми обладателями знания и веры, которые жили до них.

Сказал имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб: «Знайте, что слова «ля иляха илля Ллах», произносимые человеком – это отрицание и утверждение: утверждение того, что поклонения заслуживает только Аллах и отрицание права на поклонения пророков, праведников и др. «Ля иляха илля Ллах» не означает только лишь то, что не создает, не наделяет уделом, не управляет в этом мире, не оживляет и не умерщвляет никто, кроме Аллаха. Ведь даже неверующие, с которыми сражался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), признавали это.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи (этим многобожникам): «Кто наделяет вас пропитанием с неба и земли? Или кто распоряжается слухом и зрением, (которыми вы наделены)? И кто выводит живое из неживого и выводит неживое из живого? И кто управляет делом [всем бытием]?». И скажут они: «(Все это делает) Аллах». Так скажи же (им): «Разве вы не станете остерегаться (наказания Аллаха)?»»[35].

Поразмышляйте же, о рабы Аллаха, над тем, что Аллах сообщил о неверующих. Они признавали все это в отношении Аллаха и не придавали Ему сотоварищей (в господстве). Однако их многобожие заключалось в том, что они взывали к пророкам и праведникам, давали им обеты, уповали на них и хотели, чтобы те приблизили их к Аллаху.

Всевышний Аллах сказал о них: «А те, которые взяли покровителей, кроме Него (говорят): «Мы поклоняемся им [божествам] только, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»»[36].

Также он сказал: «Религия пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это единобожие, то есть признание того, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и совершение деяний в соответствии с этим.

Кто-то может сказать: «Все люди произносят это свидетельство!». Среди людей есть такие, которые произносят это свидетельство, считая, что оно несет следующий смысл: нет творца, кроме Аллаха; нет подателя удела, кроме Аллаха, и т. п. Среди людей есть такие, кто не понимает смысл этого свидетельства. Среди людей есть такие, кто не поступает в соответствии с ним. Среди людей есть такие, кто не разумеет его сути. А еще более удивительно то, что некоторые люди познали смысл этого свидетельства с одной стороны, а с другой стороны стали враждовать со сторонниками этого свидетельства. А еще более удивительно то, что есть такие, кто полюбил это свидетельство и стал относить себя к его приверженцам, но при этом не проводит разницы между Его приближенными и Его врагами. Пречист от недостатков Великий Аллах! Разве две противоположные группы могут быть на одной религии и обе находиться на истине?! Нет, клянусь Аллахом.

«Так что же (еще может быть) после истины, кроме заблуждения?»[37].

Также шейх сказал: «Бог (аль-илях) – это Тот, Кому поклоняются, и не подобает поклоняться кому-то, кроме Него. Он – Аллах, Один. Если же кто-то дал обет не Аллаху или принес жертву не Аллаху, то он обратил к нему поклонение. То же самое касается того, кто взывает не к Аллаху. Аллах сказал: «И не обращайся с мольбой помимо Аллаха к тому, что не поможет тебе и не повредит! А если ты сделаешь (это), то ты тогда станешь (одним) из (числа) причинивших (себе) зло»[38].

А в хадисе сказано: «Мольба (ду′а) – это стержень поклонения».

Точно также, если человек сделал между собой и Аллахом посредника и думает, что он приближает его к Аллаху, то он обратил к нему поклонение. Аллах упомянул подобное в отношении неверующих.

Всевышний Аллах сказал: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не навредит им и не принесет (им) пользу, и говорят: «Эти – наши заступники пред Аллахом»»[39].

Также Всевышний Аллах сказал: «А те, которые взяли покровителей, кроме Него (говорят): «Мы поклоняемся им [божествам] только, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»»[40].

Также Аллах упомянул тех, которые сделали посредниками ангелов и сказал: «И тот день, (когда) Он соберет их [многобожников] всех, (и) затем скажет ангелам: «Неужели эти [многобожники] вам [ангелам] поклонялись?». Скажут (ангелы): «Пречист Ты (о, Аллах)! Ты ― наш покровитель, а не они! Наоборот, они [многобожники] поклонялись джиннам; большая часть их веровала в них [в джиннов]«»[41].

Аллах упомянул, что ангелы отреклись от подобного, а те люди, на самом деле, поклонялись шайтанам, которые велели им поступать так.

Также Аллах упомянул тех, которые сделали своими посредниками праведников.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Призовите тех, о которых вы утверждали, (что они достойны поклонения), кроме Него; они не в состоянии отвратить зло от вас или перенести (эту беду на других)!». Те [пророки, праведники и ангелы], к которым они взывают, сами они ищут путь приближения к их Господу [стремятся обрести Его довольство], кто из них ближе [прилагают все усилия, чтобы быть ближе к довольству Аллаха], и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!»[42].

Аллах упомянул, что они не могут отвести от кого бы то ни было вред, и не могут отвести вред даже от самих себя, и не могут перенести вред на кого-то другого. Аллах упомянул, что они сами ищут пути приближения к своему Господу, чтобы оказаться к Нему как можно ближе, и надеются на Его милость, и боятся Его наказания. Это и разъясняет тебе значение свидетельства «ля иляха илля Ллах».

И если ты поймешь положение тех, кто имеет подобные убеждения относительно ′Исы, сына Марьям, или относительно ангелов, или относительно праведников, и что все эти (объекты) не владеют пользой и вредом даже для самих себя, не говоря уже о других, то ты поймешь, что тот, кто имеет подобные убеждения относительно тех, кто ниже них, является еще более заблудшим. И в таком случае ты поймешь смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах». А Одному Аллаху известно лучше!»[43].

Также шейх сказал: «Знай, да наставит тебя Аллах, что Аллах послал посланников и низвел Книги лишь для одного – чтобы люди поклонялись Одному Аллаху и проявили неверие в лжебога (тагута). Всевышний Аллах сказал: «И уже Мы отправляли к каждой общине посланника, (чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь лжебога [тагута]«»[44].

Тагут – это тот, кого называют «сеййид» («господин»). Люди возвеличивают его, дают ему обеты и просят у него избавления от бед вместо Аллаха.

Обрати внимание на два великих вопроса:

Во-первых, единобожие Аллаха в господстве (таухид ар-рубубия). То есть свидетельство о том, что никто, кроме Него, не творит, не наделяет уделом, не оживляет и не умерщвляет, и не распоряжается делами. Это – истина! Однако даже те неверующие, которые отличались наиболее великим неверием, и с которыми сражался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), свидетельствовали об этом, но это не ввело их в ислам.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи (этим многобожникам): «Кто наделяет вас пропитанием с неба и земли? Или кто распоряжается слухом и зрением, (которыми вы наделены)? И кто выводит живое из неживого и выводит неживое из живого? И кто управляет делом [всем бытием]?». И скажут они: «(Все это делает) Аллах». Так скажи же (им): «Разве вы не станете остерегаться (наказания Аллаха)?»»[45].

Если ты поразмыслишь над этим великим вопросом, то поймешь, что неверующие признавали все это в отношении Аллаха, и имели убеждения относительно своих богов лишь для того, чтобы обрести их заступничество и стать ближе к Аллаху.

Всевышний Аллах сказал: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не навредит им и не принесет (им) пользу, и говорят: «Эти – наши заступники пред Аллахом»»[46].

А в другом аяте сказано: «А те, которые взяли покровителей, кроме Него (говорят): «Мы поклоняемся им [божествам] только, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»»[47].

Если ты поймешь и усвоишь это должным образом, то у многобожников останется еще один аргумент, а это то, что они говорят: «Да, это так! Однако неверующие (во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха)) имели такие убеждения в отношении идолов». Мы скажем им: среди неверующих во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) были такие, кто имел убеждения в отношении идолов, и были такие, кто имел убеждения в отношении могилы праведного человека (например, аль-Лята), и были такие, кто имел убеждения в отношении праведников. О них сказал Всемогущий и Великий Аллах: «Те [пророки, праведники и ангелы], к которым они взывают, сами они ищут путь приближения к их Господу [стремятся обрести Его довольство], кто из них ближе [прилагают все усилия, чтобы быть ближе к довольству Аллаха], и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!»[48].

Всевышний Аллах говорит: те, к которым взывают эти неверующие и кому они признаются в любви, — это праведные люди, которые совершают деяния покорности пред Аллахом, испытывают пред Ним страх и надежду.

Ты понял, что Великий Аллах упомянул в Своей Книге, что они имели убеждения в отношении праведников и что они желали лишь их заступничества пред Аллахом, и желали посредством этих убеждения приблизиться к Нему. В таком случае ты поймешь, что Мухаммад не проводил разницы между теми, кто имел убеждения в отношении идолов, и между теми, кто имел убеждения в отношении праведников. Напротив, они сражался с ними всеми и считал их всех неверующими. Поняв это, ты поймешь суть религии ислам.

Ты также поймешь и второй вопрос – исключительное право Аллаха на поклонение (таухид аль-иляхия). То есть нельзя падать ниц перед кем-то, кроме Аллаха; нельзя кланяться кому-то, кроме Аллаха; нельзя взывать в благополучии и в тяжелых ситуациях к кому-то, кроме Аллаха; нельзя приносить жертву кому-то, кроме Аллаха. Иначе говоря, любые виды поклонения должны быть посвящены одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Если кто-либо посвящает поклонение какому-нибудь пророку или приближенному Аллаха, то он этим самым придает Аллаху сотоварищей. Что же касается этого пророка или праведного человека, то они непричастны к тому, кто совершает многобожие. Именно так ′Иса непричастен к христианам, Муса – к иудеям, ′Али – к рафидитам, ′Абд уль-Кадир (аль-Джиляни) – к суфиям.

Всевышний Аллах сказал: «И перевели Мы потомков Исраиля через море, и пришли они к людям, которые чтут своих идолов. (Потомки Исраиля) сказали: «О, Муса! Сделай нам такого же бога, как и у них божества». (Пророк Муса) сказал: «Поистине, вы – люди невежественные»»[49].

Потомки Исраиля в то время были лучшими людьми на земле, но поразмысли же над их словами: «Сделай нам такого же бога (илях), как и у них божества», и ты поймешь, что означает слово «аль-илях». А еще больше ты поймешь это, прочитав слова Аллаха: «А когда коснется вас на море беда, (то) исчезают те, к кому вы взывали помимо Него»[50].

Пречист же Аллах! Аллах упоминает об этих неверующих, что они взывали лишь к Нему в тяжелых ситуациях. Они не взывали (в такие моменты) ни к пророкам, ни к праведникам. А ты знаешь, что имеет место в наше время: большинство тех, которые описаны неверием и многобожием, взывают в тяжелых ситуациях не к Аллаху! Есть ли разъяснение после этого разъяснения?!»[51].

Также шейх сказал: «Знай, да помилует тебя Аллах, что Аллах послал посланников и низвел Книги из-за единобожия (таухид).

Всевышний Аллах сказал: «И уже Мы отправляли к каждой общине посланника, (чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь лжебога [тагута]«»[52].

Среди творений Аллаха – люди и джинны. Всевышний сказал: «И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»[53]. То есть соблюдали единобожие.

На это указывают слова Всевышнего: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я»»[54].

Если человек не соблюдает единобожие, он является неверующим, даже если он среди этой общины больше всех поклоняется Аллаху, проводит ночи в молитвах и постится днем. Всевышний Аллах сказал о пророках: «А если бы они придали Ему сотоварищей, то непременно тщетным для них оказалось бы то, что они делали!»[55].

Все его поклонение подобно поклонению того, кто совершает молитву, не совершив полное омовение после полового осквернения, или же он подобен тому, кто соблюдает пост в самые жаркие дни, но совершает во время своего поста прелюбодеяние. Если ты поймешь это, то поймешь, что самым важным для тебя является познание единобожия, даже прежде, чем ты начнешь познавать формы поклонения, будь это даже молитвой. Также ты должен сначала изучить многобожие (ширк), а лишь затем познавать, что такое прелюбодеяние и другие запретные поступки».

Также шейх сказал в своем послании «Науакыд уль-ислям»: «Знай, что ислам делают недействительным десять вещей:

Во-первых, многобожие в поклонении Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает»[56].

А также: «Ведь кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил (вхождение в) Рай. И (конечным) пристанищем для него (будет) Огонь [Ад], и не (будет) у притеснителей помощников»[57].

К многобожию относится жертвоприношение не Аллаху. Например, если человек приносит жертву джинну или могиле.

Во-вторых, если человек устанавливает между собой и Аллахом посредников, к которым он взывает и у которых просит заступничества (шафа′ата), и на которых он уповает. Такой становится неверным по единогласному мнению.

В-третьих, кто не считает неверными многобожников, или сомневается в их неверии, или считает их учение правильным, тот сам становится неверным.

В-четвертых, если кто-либо считает, что какой-то путь более совершенен, чем путь пророка (мир ему и благословение Аллаха), или чье-либо решение лучше решения пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он является неверующим. Например, те, которые отдают предпочтение решению лжебогов (тагутов) над решением пророка (мир ему и благословение Аллаха).

В-пятых, если кто-либо ненавидит нечто, с чем пришел посланник (мир ему и благословение Аллаха), то он становится неверующим, даже если поступает согласно этому.

В-шестых, если кто-либо издевается над чем-то из религии Аллаха или Его награды, или Его наказания, то он становится неверующим. На это указывают слова Всевышнего: «Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его знамениями и Его посланником?». Не оправдывайтесь! Вот уже вы стали неверными после вашей веры»[58].

В-седьмых, колдовство (сихр). Из его проявлений отворот и приворот. Кто занимается этим или доволен этим, тот является неверующим. Доказательством же являются слова Всевышнего: «Но они оба [те два ангела] не обучали никого (колдовству), пока не говорили: «Поистине, мы – искушение, не становись же неверным, (изучая колдовство)!»»[59].

В-восьмых, помощь многобожникам против мусульман. Доказательством же являются слова Всевышнего: «А если кто из вас возьмет их себе в друзья, тот и сам (будет считаться) из них. Поистине, Аллах не ведет творящих зло»[60].

В-девятых, если человек убежден в том, что некоторым людям разрешено выходить за рамки шариата Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) так же, как аль-Хидру было разрешено выходить за рамки шариата Мусы, то он является неверующим.

В-десятых, отворачивание от религии Аллаха, когда человек не изучает ее и не поступает в соответствии с ней. Доказательством же являются слова Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам»[61].

Во всех этих пунктах, делающих ислам недействительным, нет разницы между тем, кто шутит или поступает всерьез, или из-за страха, а исключением является лишь тот, кого принудили. Все эти пункты несут величайшую опасность и имеют место (среди людей) чаще всего. Мусульманину следует остерегаться их и бояться их в отношении своей души. Мы просим у Аллаха защиты от того, что вызывает Его гнев и Его мучительное наказание!»[62].

Также шейх сказал: «Основа и фундамент религии ислам – это свидетельство о том, что нет истинного бога, кроме Аллаха. Оно есть основа веры в одного Аллаха и самое лучшее из ответвлений веры. Эта основа нуждается в знании, в совершении деяний и признании (сердца) по единогласному мнению мусульман. Оно указывает на обязательность поклонения одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и отречение от поклонения кому бы то ни было другому, кем бы этот объект ни был. Это и есть та мудрость, из-за которой были сотворены джинны и люди, были посланы посланники и низведены Книги. Поклонение включает в себя абсолютное самоуничижение и любовь и включает в себя абсолютную покорность и возвеличивание. Это и есть религия ислам, кроме которой Аллах не принимает никакой иной религии ни от первых, ни от последних»[63].

Сказал шейх ′Абд ур-Рахман ибн Хасан: «Основа религии ислам, опора и вершина веры – это единобожие Всевышнего Аллаха, с которым Он отправил посланников и низвел Свою ясную Книгу.

Всевышний Аллах сказал: «Алиф. Лям. Ра. Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим. Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Воистину, я для вас — предостерегающий увещеватель и добрый вестник от Него»[64].

Именно это заключает в себе свидетельство «ля иляха илля Ллах». Основа религии ислам заключается в том, что не поклоняются никому, кроме Аллаха, и поклоняются Аллаху лишь так, как Он узаконил, а не на основе страстей и религиозных новшеств.

И сказал наш шейх, имам исламского призыва, призывавший к религии единобожия, что основа и фундамент религии ислам – это две вещи:

Во-первых, веление поклоняться одному Аллаху, побуждение к этому, любовь на основе этого и обвинение в неверии того, кто это оставил.

Во-вторых, суровое предостережение от многобожия (ширка) в поклонении Аллаху, вражда на основе этого и обвинение в неверии того, кто придает Аллаху сотоварищей.

А затем он упомянул разные виды тех, кто противоречит этому.

Это единобожие имеет столпы, необходимые последствия и обязательные предписания. Настоящий ислам не будет иметь место без соблюдения всего на этого знанием и делами. Также есть то, что разрушает единобожие и делает его недействительным. Наиболее великими из этого являются три вещи:

Первое: Придание Аллаху сотоварищей в поклонении. Например, обращение с мольбой не к Аллаху, надежда на этот объект поклонения, обращение к нему за помощью, упование на него и посвящение ему иных видов поклонения. Кто посвятил что-то из поклонения не Аллаху, тот является неверным, и его деяния будут недействительными.

Это многобожие – самое великое из того, что делает деяния тщетными.

Всевышний Аллах сказал: «А если бы они придали Ему сотоварищей, то непременно тщетным для них оказалось бы то, что они делали!»[65].

А также: «И уже дано откровением тебе (о, пророк), и тем (пророкам), которые были до тебя: «Если ты придашь (Аллаху) сотоварищей, то непременно, станут тщетными твои деяния, и (в таком случае) ты обязательно окажешься из числа потерпевших убыток». Наоборот, (только) Аллаху поклоняйся и будь из числа благодарных!»[66].

В этом аяте отрицание многобожия и проявление строгости в этом, а также веление поклоняться одному Аллаху. Аллах сказал: «Наоборот, (только) Аллаху поклоняйся». То есть не поклоняйся никому, кроме Него.

Второе из того, что разрушает ислам: раскрытие сердца в отношении того, кто придает Аллаху сотоварищей, и любовь к врагам Аллаха.

Всевышний Аллах сказал: «Но, однако кто открыл неверию (свою) грудь, на таких – гнев от Аллаха, и им – наказание великое. Это – за то, что они полюбили земную жизнь больше, чем Вечную, и потому, что Аллах не ведет людей неверных»[67].

Кто совершил это, тот сделал недействительным свое единобожие, даже если он не совершал непосредственно многобожие.

Всевышний Аллах сказал: «Не найдешь ты (таких) людей, которые веруют в Аллаха и в Последний День, чтобы они любили тех, которые враждуют с Аллахом и Его посланником»[68].

Также сказал шейх Сулейман ибн ′Абдуллах: «Смысл слов «ля иляха илля Ллах» — это «нет истинного бога, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей».

Всевышний Аллах сказал: «И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад) ни одного посланника, кроме как только внушив ему, что нет истинного бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же (только) Мне»[69].

Также Аллах сказал: «И уже Мы отправляли к каждой общине посланника (повелев ему, чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь лжебога»»[70].

Смысл слова «илях» — это «тот, кому поклоняются». Именно поэтому, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал неверующим курейшитам: «Скажите: «Ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога, кроме Аллаха)», они ответили: «Неужели он обратил богов в одного бога[71]? Поистине, это – однозначно, удивительная вещь!»[72].

Также сказал народ пророка Худа: «Не для того ли ты пришел (о, Худ), чтобы мы поклонялись только одному Аллаху и оставили то, чему поклонялись наши отцы?»[73].

Он призывал их к «ля иляха илля Ллах». Это и есть смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах» — поклонение одному Аллаху и оставление поклонения всем иным, кроме Него. Это и есть проявление неверия в ложных богов (тагутов) и вера в Аллаха.

Это великое слово указывает на то, что объекты поклонения, кроме Аллаха, не являются истинными богами. Все эти объекты поклонения, кроме Аллаха, являются ложными. Утверждение им права на поклонение – это самая великая несправедливость. Никто, кроме Аллаха, не заслуживает поклонения. Никто, кроме Аллаха, не обладает правом на поклонение. Это свидетельство заключает в себе отрицание права на поклонение у кого-то, кроме Аллаха, и утверждение этого права одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Это также содержит в себе веление поклоняться только Ему и запрет поклоняться кому-то, кроме Него. Человек, к которому обращаются с этим свидетельством, понимает это из отрицания и утверждения, (которое в нем).

Когда речь идет о праве на поклонение, это касается всех видов поклонения, исходящих из обожествления сердцем Аллаха вместе с любовью, покорностью и подчинением одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Человек обязан посвящать все эти поклонения одному Всевышнему Аллаху. Это касается и мольбы, и страха, и любви, и упования, и возвращения к Аллаху после греха, и покаяния, и жертвоприношения, и обета, и земных поклонов, и всех остальных видов поклонения. Все это необходимо посвящать одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Если же кто-либо посвятил что-то не Аллаху из того поклонения, что необходимо посвящать только Аллаху, то он является многобожником, даже если произносит: «Ля иляха илля Ллах», ведь он не поступает в соответствии с тем, на что указывает это свидетельство из единобожия и искренности»[74].

Также шейх Сулейман ибн ′Абдуллах сказал после того, как упомянул слова ученых о значении слов «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»): «Подобных слов ученых очень много. Они были единогласны в том, что «илях» означает «тот, кому поклоняются», и это в отличие от того, в чем убеждены могилопоклонники и им подобные. Они говорят, что слово «илях» означает творец, тот, кто способен создавать, и т. п. Они думают, что, если они произнесут это свидетельство, имея в виду такой смысл[75], то придут с самым великим единобожием, даже если при этом будут посвящать поклонение не Аллаху, будут взывать к мертвым, просить у них помощи в тяжелых ситуациях, просить у них удовлетворения нужд, давать им обеты, просить у них заступничества пред Господом земли и небес и посвящать им иные виды поклонения.

Они даже не чувствуют, что их братья из неверующих арабов являются их соучастниками в этом утверждении. Они признавали, что Аллах – это Творец и Тот, Кто способен создавать, и посвящали Ему различные виды поклонения. И пусть же Абу Джахль, Абу Ляхаб и те, кто за ними последовали, почувствуют удовлетворение от ислама могилопоклонников. И пусть также почувствуют удовлетворение их братья, которые поклонялись Вадду, Сува′у, Ягусу, Я′уку и Насру.

Если бы смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах» был таков, как думают эти невежды, то между посланником и курейшитами не было бы никакой вражды. Напротив, они бы поспешили ответить на его призыв, когда он говорил им: «Скажите: «Ля иляха илля Ллах»». Они бы поспешили ответить на его призыв, если бы смысл этого свидетельства был «нет никого, кто способен творить, кроме Аллаха». Они бы сказали: «Слушаем и повинуемся!».

Всевышний Аллах сказал: «А если ты спросишь их [многобожников], кто создал их, они, непременно, скажут: «Аллах»»[76].

Также Аллах сказал: «А если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – (то) они непременно скажут: «Сотворил их Величественный, Всезнающий (Аллах)»»[77].

Также Аллах сказал: «Скажи (этим многобожникам): «Кто наделяет вас пропитанием с неба и земли? Или кто распоряжается слухом и зрением, (которыми вы наделены)? И кто выводит живое из неживого и выводит неживое из живого? И кто управляет делом [всем бытием]?». И скажут они: «(Все это делает) Аллах». Так скажи же (им): «Разве вы не станете остерегаться (наказания Аллаха)?»»[78].

Подобных аятов много.

Однако эти многобожники владели арабским языком и знали, что это свидетельство полностью запрещает им взывать к мертвым и идолам, мешает им просить заступничества не у Аллаха и посвящать поклонение кому-то, кроме Него. Они сказали: «Мы поклоняемся им [божествам] только, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»[79].

Также они сказали: «Неужели он обратил богов в одного бога[80]? Поистине, это – однозначно, удивительная вещь!»[81].

Горе же тому, кто знает о «ля иляха илля Ллах» меньше, чем знали Абу Джахль и предводители неверия из числа курейшитов.

Всевышний Аллах сказал: «(Ведь) поистине, они, когда им говорили: «Нет бога, (заслуживающего поклонение), кроме Аллаха!» – проявляли высокомерие и говорили: «Неужели мы и в самом деле оставим наших богов из-за (какого то) поэта, одержимого (бесами)?»»[82].

Они знали, что «ля иляха илля Ллах» указывает на необходимость оставления поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха, и посвящение поклонения лишь одному Аллаху. То же самое говорят могилопоклонники, когда ты требуешь от них взывать к одному Аллаху и поклоняться лишь Ему: «Неужели мы перестанем просить удовлетворения наших нужд от наших господ и наших заступников?!».

Мы скажем: «Да!». Это и есть истина, как сказал Всевышний Аллах: «Он пришел с истиной и признал правдивость посланников»[83].

Свидетельство «ля иляха илля Ллах» заключает в себе отрицание и утверждение: отрицание права на поклонение у кого-то, кроме Всевышнего Аллаха (то есть все, что кроме Аллаха, будь то ангелы или пророки, не говоря уже о ком-то другом, не является истинным богом и не заслуживает ничего из поклонения) и утверждение поклонения одному Аллаху. То есть раб не поклоняется никому, кроме Него. Иначе говоря, он не связывает с кем-то, кроме Аллаха, свое сердце, посвящая этому объекту что-то из поклонения, будь то мольба, жертвоприношение, обеты и т. п.

Таким образом, человек не делает «иляхом» кого-то, кроме Аллаха. То есть он не поклоняется кому-то, кроме Аллаха. Если человек произнес это свидетельство, зная его смысл и поступая в соответствии с тем, на что оно указывает (отрицание многобожие и утверждение единобожия Аллаху), совершая деяния согласно этому, то он является истинным мусульманином. Если же он поступал в соответствии с этим внешне, не имея правильных убеждений, то он является лицемером. Если же он поступал обратно этому (то есть совершал многобожие), то он является неверующим, даже если произнес это свидетельство.

Разве ты не видишь, что лицемеры внешне поступают в соответствии с этим свидетельством, но при этом они окажутся в самом нижнем слою Ада?! Также и иудеи произносят это свидетельство, но оно не принесет им пользы из-за их многобожия и неверия. То же самое касается того, кто отступил от ислама путем отрицания чего-либо из того, что следует из этого свидетельства и является его правом. Такому человеку это свидетельство не принесет пользы, даже если он скажет его сто тысяч раз.

То же самое касается и того, кто произносит это свидетельство, но при этом посвящает различные виды поклонения не Аллаху. Например, те, которые поклоняются могилам и идолам. Оно не принесет им пользы. Они не имеют отношения к тем хадисам, которые пришли о достоинствах свидетельства «ля иляха илля Ллах», и к другим подобным хадисам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил это в своих словах: «…одного, у Которого нет сотоварищей…», обращая внимание на то, что человек может произносить это свидетельство, являясь многобожником. Это касается иудеев, лицемеров и тех, кто поклоняется могилам. Когда они увидели, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал своих соплеменников сказать «ля иляха илля Ллах», они подумали, что он призывал их просто произнести это слово. Это – великое невежество!

Однако он призывал их к этому свидетельству, что они произнесли его и поступали согласно тому, на что оно указывает, и оставили поклонение кому бы то ни было, кроме Аллаха. Именно поэтому они сказали: «Неужели мы и в самом деле оставим наших богов из-за (какого то) поэта, одержимого (бесами)?»[84].

И именно поэтому они сказали: «Неужели он обратил богов в одного бога[85]? Поистине, это – однозначно, удивительная вещь!»[86].

Именно поэтому они отказались произнести эти слова, ведь, если бы они произнесли их, но продолжили поклоняться аль-Ляту, аль-′Уззе и Манату, то не были бы мусульманами, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сражался бы с ними, пока бы они не перестали придавать Аллаху равных и стали бы поклоняться одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Это известно любому мусульманину из Корана, Сунны и единогласного мнения.

Что же касается тех, которые поклоняются могилам, то они не поняли смысл этого свидетельства и не поняли, что за отрицание и что за утверждение содержится в нем. Более того они поняли лишь тот смысл этого свидетельства, который признают как верующие, так и неверующие, и в котором единодушны все творения. Они поняли, что смысл этого свидетельства «нет никого, кто способен создавать, кроме Аллаха; нет творца, кроме Аллаха». Также они думают, что слово «илях» означает «тот, кто ни в ком не нуждается, и в ком нуждаются все остальные». Это – истина! Это – то, на что указывает божественность Аллаха, однако не это имеется в виду в словах «ля иляха илля Ллах». Ведь это признавали даже неверующие. Они не притязали на то, что у их богов есть господство. Напротив, они признавали свою нужду в Аллахе и поклонялись им только из-за того, что считали их посредниками и заступниками пред Аллахом в обретении желаемого. Что касается создания, наделения уделом, оживления и умерщвления, то они признавали, что все это возвращается к одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Они понимали смысл «ля иляха илля Ллах», но отказались произнести эти слова и поступать в соответствии с ними. Признание единобожия Аллаха в господстве (таухид ар-рубубия) не принесло им пользы, ведь они придавали Ему сотоварищей в поклонении.

Всевышний Аллах сказал: «И большинство из них не верует в Аллаха без того, чтобы не придавать Ему равных!»[87].

Что же касается тех, которые поклоняются могилам, то они произнесли «ля иляха илля Ллах», но не поняли смысла этих слов и отказались претворить этот смысл. Они стали подобны иудеям, которые говорят эти слова, не понимая их смысла. Ты видишь, как один из них говорит: «Ля иляха илля Ллах», но при этом обожествляет кого-то, кроме Аллаха, посредством любви, возвеличивания, страха, надежды, упования, обращения с мольбой во время печали. Он посвящает поклонение кому-то, кроме Аллаха, обожествляя его сердцем, и совершает даже нечто более ужасное, чем то, что совершали первые многобожники. Именно поэтому, если кому-то из них надо будет поклясться Всевышним Аллахом, то он принесет тебе любые клятвы, не обращая внимания на то, говорит он правду или лжет. Если же ему скажут: «Поклянись жизнью такого-то шейха», или: «Поклянись почвой на его могиле», то он принесет эту клятву, если он лжет. И это по той причине, что тот (шейх), который похоронен в этой почве, более велик в его сердце, чем Господь миров. Первые многобожники не были такими. Напротив, когда они хотели усилить свою клятву, то клялись Всевышним Аллахом, как это приходит в истории в достоверном сборнике аль-Бухари – в истории о «касаме»[88], которая имела место в доисламские времена.

Многие из них или даже большинство считают, что обращение за помощью к их богам, которым они поклоняются возле могил и в других местах, полезнее и ближе к успеху, чем обращение за помощью к Аллаху в мечети. Они говорят об этом открыто, и от них передается много историй на эту тему.

Первые поколения не доходили до такого многобожия. Современные многобожники, когда их постигает тяжелая ситуация, начинают взывать по именам к тем, которые захоронены под землей. Они взывают к ним, чтобы те отвратили от них вред, постигший их на суше и на море, в отправлении в путь и в возвращении домой. Первые многобожники не дошли до такого. Напротив, в тяжелых ситуациях они взывали лишь к Аллаху.

Прочти слова Всевышнего Аллаха: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру»[89].

А также слова Аллаха: «И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь. Потом, когда Он удалит от вас беду, тогда часть из вас (снова начинает) придавать сотоварищей своему Господу»[90].

Многие из них оставили пустыми мечети и стали оживлять своим присутствием могилы и мавзолеи. Когда один из них приходит к могиле того, кого он возвеличивает, он начинает взывать к нему с плачем, смирением, самоуничижением и покорностью. Подобного не случается с ним ни во время пятничных, ни во время коллективных молитв, ни во время ночных добровольных молитв, ни после обязательных молитв. Они просят у мертвых прощения грехов, удаления печали и спасения от Огня. Как же разумный, не говоря уже об ученом, может считать, что произнесение языком «ля иляха илля Ллах» принесет пользу при наличии всего этого?! Они всего лишь сказали эти слова своим языком, но противоречат этим словам в убеждениях и в делах.

И нет сомнений в том, что если бы эти слова произнес один из многобожников и произнес бы также свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, не зная, что означает «илях» («бог»), и что означает «расуль» («посланник»), а затем стал бы совершать молитву, соблюдать пост, отправляться в хадж, но не знал бы, что это все такое, однако делал бы это лишь из-за того, что так поступают другие люди, и при этом не совершал бы ничего из многобожия, то никто не сомневается в том, что он не являлся бы мусульманином.

И нет сомнений в том, что могилопоклонники еще хуже, ибо они поклоняются сразу многим богам»[91].

Также шейх Сулейман ибн ′Абдуллах сказал: «Знай, что ученые единогласны в том, что посвятивший что-то из поклонения и мольбы не Аллаху является многобожником, даже если он засвидетельствовал, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитву и соблюдал пост. Ведь среди условий ислама, помимо произнесения двух свидетельств, также и то, что человек не должен поклоняться кому-то, кроме Аллаха. Если человек произнес два свидетельства, но при этом поклонялся не Аллаху, то он просто произнес эти два свидетельства, но, на самом деле, не выполнил их. Это подобно иудеям, которые говорят, что нет истинного бога, кроме Аллаха, но совершают многобожие. Простого произнесения двух свидетельств недостаточно для ислама, если нет деяний и убеждений. В этом единогласны ученые»[92].

Сказал шейх ′Абдуллах Аба Бутейн: «Все толкователи Корана разъясняют, что «илях» означает «тот, кому поклоняются». Многобожники знали это, ибо они были знатоками арабского языка. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) требовал от них сказать: «Ля иляха илля Ллах», а они ответили: «Неужели он обратил богов в одного бога? Поистине, это – однозначно, удивительная вещь!»[93]. Они признавали, что Аллах является Творцом и Подателем удела, и распоряжается всеми делами, и что Он – Господь и Властелин всего сущего. Аллах сообщил это о них во многих местах Своей Книги. Аллах вменил в обязанность Своим рабам изучение свидетельства «ля иляха илля Ллах». И, приведя этот аят[94], аль-Бухари сказал: «Глава о том, что знание прежде слов и дел», указывая на то, что знание о смысле «ля иляха илля Ллах» — это первая обязанность, а лишь за этим следуют слова и дела.

Всевышний Аллах сказал: «Это [Коран] (является) возвещением для людей, чтобы они были предупреждены им и чтобы они знали, что Он – единственный бог, и чтобы внимали (увещаниям) обладатели (здравого) разума!»[95].

И Аллах не сказал: «…чтобы они говорили, что Он – единственный бог…». Также Всевышний Аллах сказал: «…кроме только тех, кто свидетельствует об истине, будучи знающими»[96]. То есть будучи знающими в сердцах о том, что свидетельствуют своим языком.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто умер, зная, что нет истинного бога, кроме Аллаха, тот войдет в Рай».

Ученые привели эти и другие религиозные тексты в качестве довода на то, что первой обязанностью человека является познание Аллаха. Аят указывает на то, что самой важной обязанностью является знание о смысле «ля иляха илля Ллах», и что самое великое невежество – это отсутствие знания о смысле «ля иляха илля Ллах». Если познание смысла «ля иляха илля Ллах» — это первостепенная обязанность, значит, невежество в отношении этого является наиболее великим и скверным.

И удивительно, как некоторые люди слышат, как кто-то говорит о смысле «ля иляха илля Ллах», об отрицании и утверждении, (которые содержатся в этом свидетельстве), а затем порицают это и говорят: «Нам не было приказано заниматься людьми и говорить о людях!». Напротив, тебе было приказано изучать единобожие, из-за которого Аллах сотворил людей и джиннов. Он послал всех посланников для призыва к этому единобожию. Также тебе было приказано изучать то, что противоположно ему, а именно многобожие (ширк), которое не прощает Аллах. У человека нет оправдания, если он пребывает в невежестве относительно этого. В этом вопросе нельзя слепо следовать, ибо это – основа всех основ. Если человек не знает, что есть одобряемое, а что есть порицаемое, то он погиб. Особенно, если речь о самом великом из одобряемого – о единобожии, и о самом великом из порицаемого – о многобожии. Однажды некий человек сказал ′Абдуллаху ибн Мас′уду (да будет доволен им Аллах): «Я погибну, если не буду повелевать одобряемое и запрещать порицаемое!». Ибн Мас′уд (да будет доволен им Аллах) ответил ему: «Ты погиб, если твое сердце не будет признавать одобряемое и порицать порицаемое!». Через познание единобожия человек узнает и его приверженцев. Сказал ′Али (да будет доволен им Аллах): «Узнай истину, и ты узнаешь ее приверженцев!»»[97].

Таков смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах». Таковы его столпы, его обязательные следствия, его условия и то, что его нарушает. Мы упомянули то, что было утверждено учеными. Из всего этого верующий поймет, что свидетельство «ля иляха илля Ллах» — это слово и дело, и что оно не мешает человеку впасть в вероотступничество, если он совершит нечто, что разрушает это свидетельство. Каждый мусульманин должен знать это и остерегаться нарушения этого свидетельства. Он должен знать, что небрежное отношение к изучению единобожия и того, что ему противоречит – это то, что нарушает религию. Мы просим у Аллаха благополучия!

Продолжение следует…



[1] Сура «аз-Зарийят», аят 56.
[2] Сура «аль-Беййина», аят 5.
[3] Сура «аз-Зумар», аят 65.
[4] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[5] Аль-Бухари, (№ 2586); Муслим, (№ 30).
[6] Аль-Бухари, (№ 3435); Муслим, (№ 28).
[7] Аль-Бухари, (№ 425); Муслим, (№ 263).
[8] Аль-Бухари, (№ 129); Муслим, (№ 152).
[9] Сура «аз-Зухруф», аяты 26-27.
[10] Сура «аль-Беййина», аят 5.
[11] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[12] Сура «ат-Тауба», аят 71.
[13] Сура «аль-Худжурат», аят 10.
[14] Сура «Лукман», аят 13.
[15] Сура «ан-Ниса», аят 36.
[16] Сура «аль-Ан′ам», аят 151.
[17] Сура «аль-Мумтахина», аят 1.
[18] Сура «аль-Маида», аят 51.
[19] Сура «ат-Тауба», аят 23.
[20] Сура «Муджадиля», аят 22.
[21] Сура «аль-Маида», аят 72.
[22] Сура «аз-Зумар», аят 65.
[23] Сура «Гафир», аяты 69-76.
[24] Сура «Мухаммад», аят 19.
[25] Сура «аль-Беййина», аят 5.
[26] Сура «аль-Бакара», аят 165.
[27] Сура «Лукман», аят 22.
[28] Сура «аль-Ан′ам», аят 33.
[29] Сура «ас-Саффат», аят 35.
[30] Сура «аль-Худжурат», аят 15.
[31] Сура «аль-Бакара», аят 256.
[32] См. «Маджму′ аль-фатауа», (2/273).
[33] См. «Маджму′ аль-фатауа», (16/239).
[34] См. «Маджму′ аль-фатауа», (11/405).
[35] Сура «Юнус», аят 31.
[36] Сура «аз-Зумар», аят 3. Конец слов шейха. См. «ад-Дурар ас-сания», (10/52-54).
[37] Сура «Юнус», аят 32. Конец слов шейха. См. «ад-Дурар ас-сания», (2/56).
[38] Сура «Юнус», аят 106.
[39] Сура «Юнус», аят 18.
[40] Сура «аз-Зумар», аят 3.
[41] Сура «Саба», аяты 40-41.
[42] Сура «аль-Исра», аяты 56-57.
[43] См. «ад-Дурар ас-сания», (2/127-128).
[44] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[45] Сура «Юнус», аят 31.
[46] Сура «Юнус», аят 18.
[47] Сура «аз-Зумар», аят 3.
[48] Сура «аль-Исра», аят 57.
[49] Сура «аль-А′раф», аят 138.
[50] Сура «аль-Исра», аят 67.
[51] См. «ад-Дурар ас-сания», (10/97-100).
[52] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[53] Сура «аз-Зарийят», аят 56.
[54] Сура «аль-Кафирун», аяты 1-3.
[55] Сура «аль-Ан′ам», аят 88.
[56] Сура «ан-Ниса», аят 48.
[57] Сура «аль-Маида», аят 72.
[58] Сура «ат-Тауба», аяты 65-66.
[59] Сура «аль-Бакара», аят 102.
[60] Сура «аль-Маида», аят 51.
[61] Сура «ас-Саджда», аят 22.
[62] См. «ад-Дурар ас-сания», (10/91).
[63] См. «ад-Дурар ас-сания», (1/518).
[64] Сура «Худ», аяты 1-2.
[65] Сура «аль-Ан′ам», аят 88.
[66] Сура «аз-Зумар», аяты 65-66.
[67] Сура «ан-Нахль», аяты 106-107.
[68] Сура «Муджадиля», аят 22. См. «ад-Дурар ас-сания», (11/301).
[69] Сура «аль-Анбия», аят 25.
[70] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[71] То есть неужели он утверждает, что нельзя поклоняться кому-либо, кроме лишь одного Бога – Аллаха?
[72] Сура «Сод», аят 5.
[73] Сура «аль-А′раф», аят 70.
[74] См. «Тайсир уль-′Азиз иль-хамид», (стр. 53).
[75] То есть скажут: «Ля иляха илля Ллах», имея в виду: нет творца, кроме Аллаха; никто не создает, кроме Аллаха.
[76] Сура «аз-Зухруф», аят 87.
[77] Сура «аз-Зухруф», аят 9.
[78] Сура «Юнус», аят 31.
[79] Сура «аз-Зумар», аят 3.
[80] То есть неужели он утверждает, что нельзя поклоняться кому-либо, кроме лишь одного Бога – Аллаха?
[81] Сура «Сод», аят 5.
[82] Сура «ас-Саффат», аяты 35-36.
[83] Сура «ас-Саффат», аят 37.
[84] Сура «ас-Саффат», аят 36.
[85] То есть неужели он утверждает, что нельзя поклоняться кому-либо, кроме лишь одного Бога – Аллаха?
[86] Сура «Сод», аят 5.
[87] Сура «Юсуф», аят 106.
[88] Касама – клятва, которую приносят пятьдесят родственников убитого, требующих денежной компенсации у людей, на земле которых было найдено тело убитого в том случае, если убийца не найден. Если людей оказывается меньше пятидесяти, то присутствующие могут принести пятьдесят, но среди них не должно быть детей, женщин, безумных и рабов. Обвиняемая сторона также может принести подобную клятву, и в этом случае она освобождается от обязанности выплачивать компенсацию родственникам убитого.
[89] Сура «аль-′Анкабут», аят 65.
[90] Сура «ан-Нахль», аяты 53-54.
[91] См. «Тайсир уль-′Азиз иль-хамид», (стр. 52-59).
[92] См. «Тайсир уль-′Азиз иль-хамид», (стр. 186-187).
[93] Сура «Сод», аят 5.
[94] То есть слова Аллаха: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха».
[95] Сура «Ибрахим», аят 52.
[96] Сура «аз-Зухруф», аят 86.
[97] См. «ад-Дурар ас-сания», (12/58-59).

Похожее