wasat-media big logo

"Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. " • Сура "Аль-Бакара", аят 143 •  

  • Главная
  • Статьи
  • Вероубеждение
  • Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Поделиться:

Исследование второе: Разъяснение языкового и шариатского значения слова «ислам». Важность правильного понимания этого термина.

В арабском языке слово «ислам» ( إسلام ) означает «покорность, повиновение, самоуничижение». Например, арабы используют глаголы «асляма» ( أسلم ) и «истасляма» (  استسلم ) в значении «покориться, предаться».

Всевышний Аллах сказал: «И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаиль] предались (Аллаху) [асляма — أَسْلَمَا], (Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю)»[1]. То есть, когда они оба предались и подчинились повелению Аллаха.

В шариатской терминологии «ислам» — это предание себя Аллаху путем единобожия, покорность Ему путем подчинения и отречение от многобожия и его приверженцев.

Всевышний Аллах сказал: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, творя добро, и последовал за верой Ибрахима, ханифа? Ведь Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным»[2].

Это и есть ислам. Понятие «ислам» заключает в себе всю религию: ее явные проявления и ее внутреннюю составляющую. То есть ислам заключает в себе выполнение столпов ислама, соблюдение столпов веры, выполнение деяний сердца и деяний внешних органов – всё, посредством чего рабы поклоняются Аллаху, будь то убеждения, слова или дела.

Иногда под словом «ислам» имеется в виду религия всех посланников. Каждый посланник приходил с исламом, то есть с религией единобожия. Каждый посланник приходил с преданием себя Аллаху путем единобожия, покорностью Ему путем подчинения и отречением от многобожия и его приверженцев.

Всевышний Аллах сказал: «И уже Мы отправляли к каждой общине посланника (повелев ему, чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь лжебога». И среди них были те, кого Аллах повел (истинным путем), и среди них были те, кому оказалось суждено заблуждение [которые проявили высокомерие и отвернулись от истины]. Странствуйте по земле и посмотрите, каков был конец возводящих ложь»[3].

Абу Хурейра t передал, что пророк r сказал: «Пророки (являются) братьями отцу: их матери разные, но их религия одна»[4].

Если взять всех людей, которых призывали пророки, то от них не будет принято Аллахом ничего, кроме этой религии.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам [Коран] и в то, что было ниспослано (пророкам) Ибрахиму, Исма′илю, Исхаку, Я′кубу и коленам [пророкам из двенадцати родов потомков пророка Я′куба], и в то, что было даровано Мусе [в Тору], и ′Исе [в Евангелие], и (другим) пророкам от Господа их. Мы не делаем различий между кем бы то ни было из них [веруем во всех пророков и считаем их правдивыми], и мы Ему предаемся». А кто желает не ислама как религии, то от того никогда не будет принято (это), и он в Вечной жизни окажется в числе потерпевших убыток»[5].

А иногда под словом «ислам» имеется в виду именно та конкретная религия, с которой Аллах послал нашего пророка Мухаммада r.

Всевышний Аллах сказал: «О завернувшийся (в одежды)! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! И свои одежды очищай! И скверны сторонись!»[6].

Всевышний Аллах повелел пророку r призывать людей к единобожию и предостерегать их от многобожия. И пророк r, действительно, призывал людей к единобожию и предостерегал их от многобожия.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «О вы неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. У вас есть ваша религия, а у меня — моя!»[7].

Все ученые единогласны – и это известно любому человеку из нашей религии — в том, что тот шариат, который Аллах ниспослал Своему пророку и посланнику Мухаммаду r, отменил все предыдущие законы. То, с чем был послан посланник Аллаха r, является «наблюдателем» за всем, что было прежде, и отменяет все предыдущие законы.

Всевышний Аллах сказал: «И ниспослали Мы тебе Книгу [Коран] с истиной для подтверждения истинности того, что было (ниспослано) до него из Писаний, и как свидетель для них. Суди же (о, пророк), между ними по тому, что низвел Аллах [по Корану], и не следуй за их прихотями, (отклоняясь в сторону) от истины, которая пришла к тебе. Каждому из вас Мы установили закон и (ясный) путь. А если бы пожелал Аллах, то Он, непременно, сделал бы вас одной общиной, но (Он сделал иначе), чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Состязайтесь же в (совершении) добрых дел! И (только) к Аллаху (предстоит) возвращение вас всех, и затем Он сообщит вам о том, относительно чего вы расходились во мнениях!»[8].

Все джинны и люди, арабы и неарабы, мужчины и женщины, иудеи и христиане, а также представители иных религий – все они обязаны войти в религию ислам, с которой Аллах послал Своего посланника, последнего из пророков, Мухаммада r, и все они обязаны подчиниться его шариату. Такова обязанность каждого человека. Это достигается путем подчинения посланнику Аллаха r. Аллах сообщил, что если кто-то подчинился посланнику r и выполнял его повеления, то он относится к числу преуспевших. А кто ослушался посланника r и перешел границы, установленные им, тот относится к потерпевшим убыток, которые заслуживают наказания Всевышнего Аллаха и вхождения в Огонь.

Всевышний Аллах сказал: «Это – границы Аллаха. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введет в сады (Рая), (где) текут под ними [под дворцами и деревьями] реки, и они пребудут в них [в райских садах] вечно. И это – великий успех! А кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его границы, того Он введет в огонь (Ада) на вечное пребывание в нем, и для него – унижающее наказание»[9].

Такова обязанность людей, ведь Аллах посылал посланников лишь для того, чтобы люди подчинялись им. Аллах сделал верный путь в подчинении посланникам, в любви к Нему и поиске Его довольства.

Всевышний Аллах сказал: «И каждого посланника Мы отправляли для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха. А если бы они, когда причинили несправедливость по отношению к самим себе, пришли к тебе (о, пророк), и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы (у Аллаха) прощения для них посланник, они непременно обнаружили бы, что Аллах принимает покаяние и является милостивым. Но нет – клянусь твоим Господом – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними [во всех спорных ситуациях], и потом не найдут они в своих душах стеснения к тому, что ты решил, и подчинятся полностью»[10].

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи (о, посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милующий». Скажи (о, посланник): «Повинуйтесь Аллаху и посланнику!». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих»[11].

Также Всевышний Аллах сказал: «Они [иудеи и христиане] сказали (мусульманам): «Станьте иудеями или христианами – (и тогда вы будете) на верном пути». Скажи (им): «Нет, (давайте, мы все последуем) религией (пророка) Ибрахима, ханифа [единобожника], ведь он не был из (числа) многобожников».

Скажите (о, верующие): «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам [Коран], и что ниспослано Ибрахиму, Исма′илю, Исхаку, Я′кубу и коленам, и что было даровано Мусе [Тору] и ′Исе [Евангелие], и что было даровано пророкам от Господа их [прежние Писания]. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся».

А если они уверуют в то, во что уверовали вы, то они окажутся на (истинном) пути; если же они отвернутся, то они ведь в расколе [в расхождениях и взаимном противоречии], и Аллах избавит тебя от них, ведь Он – Слышащий, Знающий.

Такова религия [сыбга][12] Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? И мы только Ему поклоняемся»[13].

Также Всевышний Аллах сказал: «Ведь речь верующих, когда их зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он [посланник Аллаха] рассудил между ними, – то, что они говорят: «Мы слышали и повинуемся!». И такие (будут) обретшими счастье.

И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, и страшится Аллаха, и остерегается Его (наказания), то такие – обретут успех [окажутся в Раю].

И они [лицемеры] поклялись Аллахом, – сильнейшей из их клятв, – что, если ты (о, посланник), прикажешь им, то они непременно выступят (в военный поход). Скажи (им): «Не клянитесь (ложно)! Повиновение – оно известно! Поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!».

Скажи (людям): «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику!». А если они отвернутся, то на нем [на пророке] (лежит обязанностью лишь только) то, что возложено на него [доведение Истины], и на вас (лежит обязанностью лишь только) то, что возложено на вас [повиновение]. И если будете повиноваться ему, то будете на истинном пути. И на посланнике (лежит обязанностью) только ясное доведение»[14].

′Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха r сказал: «Если кто-либо внес в это наше дело[15] то, что не из него, то оно будет отвергнуто»[16].

В версии, которую приводит Муслим, сказано: «Если кто-либо совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто».

Джабир ибн ′Абдуллах t передал, что посланник Аллаха r сказал: «Мне были дарованы пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом, (который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, он (может) молиться (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества, и, (кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям»[17].

Абу Хурейра t передал, что посланник Аллаха r сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, если какой-нибудь иудей или христианин из этой общины[18] услышит обо мне, а потом умрёт, не уверовав в то, с чем я был послан, он обязательно окажется (одним) из обитателей Огня!»[19].

Абу Хурейра t передал, что однажды посланник Аллаха r сказал: «Все (члены) моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется».

(Люди) спросили:«О посланник Аллаха, а кто откажется?».

Он ответил: «Кто будет повиноваться мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушается меня, тот откажется»[20].

Это и есть тот ислам, который спасет человека в День Воскресения, и которым Аллах завершил Свои послания. Аллах повелел всем людям исповедовать именно эту религию и после нее объявил ложными все остальные религии.

Всевышний Аллах сказал: «Свидетельствует Аллах, что нет истинного бога, кроме Него, и (свидетельствуют об этом) ангелы, и (люди), обладающие знанием. Он исполняет справедливость. Нет истинного бога, кроме Него, Величественного, Мудрого!

Поистине, религия пред Аллахом – ислам. И разошлись те, кому было дано Писание, лишь только после того, как пришло к ним знание, из злобной зависти между собой. А если кто проявляет неверие в знамения Аллаха, то, поистине, Аллах скор в расчете!

А если они [люди Писания] станут препираться с тобой, то скажи: «Я предал свое лицо (только) Аллаху [признаю только Аллаха единственным истинным богом] и те, кто последовали за мной [верующие]». И скажи тем, кому дано Писание, и безграмотным [арабам-многобожникам]: «Предались ли вы (Аллаху)?». И если они предадутся (Аллаху), то (это будет значить, что они) пошли по истинному пути; а если они отвернутся, то на тебе  (лежит обязанностью) только доведение, а Аллах видит Своих рабов»[21].

Ислам – это религия, которую Аллах сделал полноценной. Посредством этой религии Он довел до конца Свою милость к Своим приближенным, и именно этой религией Он доволен для Своих рабов.

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[22].

Если человек оставил эту религию, отвернулся от нее, не обратил на нее внимания, не принял руководство Аллаха, с которым Он послал Своего посланника r, то он является неверующим, который навечно окажется в Огне, если скончается в таком положении. Мы просим у Аллаха благополучия и безопасности!

Кто поймет это, тот поймет то, чем обязан каждый раб (Аллаха); каждый раб (Аллаха) обязан поклоняться Аллаху посредством этой религией. Исповедание другой религии, кроме ислама, не будет действительным и не будет принятым.

Если человек поймет это, он поймет и следующее: кто поклоняется Аллаху не посредством того, с чем Аллах послал Своего посланника r, тот является неверным, какую бы религию он ни исповедовал. Это касается и того, кто поклоняется могиле, взывает к «святым» (аулия) или совершает другие подобные акты поклонения, не имеющие отношения к религии ислам.

Это и есть ислам. Знание об этом – это одна из величайших аксиом ислама и самое важное, что следует изучить мусульманину. Тот же, кто допустит в этом упущения, не будет иметь оправданий из-за своего невежества.

Этот вопрос является предельно важным, и поэтому необходимо разъяснять его мусульманам. Этот вопрос ясен даже для ребенка, природное естество (фитра) которого не запачкалось сомнениями и неправильными представлениями. Мы уже не говорим об ученом из числа мусульман. Однако многие мусульмане отвернулись от основы своей религии, среди них распространилось невежество, власть получили ученые заблуждения и люди, выдающие себя за знатоков религии. Тогда с этой общиной случилось то же, что случилось с предшествующими общинами: их религия испортилась и они отошли от пути верующих.

У шейха ислама Ибн Теймии есть прекрасное разъяснение этого вопроса. Он разъяснил суть религии ислам и разъяснил, что Всевышний Аллах послал всех пророков с единобожием, и что Аллах закончил все посланнические миссии религией ислам, с которой Он послал Своего пророка Мухаммада r. Аллах вменил в обязанность людям и джиннам подчинение этому пророку r и вхождение в его религию, и выполнение деяний в соответствии с ней как внешне, так внутренне. Шейх разъяснил, что ислам не будет действительным без убеждений, слов и деяний; ислам не будет действительным, пока все эти три вещи не соберутся вместе. Это и есть ислам – единственная религия, которую принимает Аллах.

Ибн Теймия сказал: «Мы обязаны уверовать в то, что Аллах повелел поклоняться Ему одному, ничего не придавая Ему в сотоварищи. Он сотворил джиннов и людей для поклонения Ему. Именно с этим Он послал Своих посланников и ниспослал Свои Книги. Поклонение Ему включает в себя абсолютное самоуничижение и абсолютную любовь к Нему. А это все включает в себя абсолютную покорность.

Аллах сказал: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху»[23].

Также Всевышний Аллах сказал: «И каждого посланника Мы отправляли для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха»[24].

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи (о, пророк): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи»»[25].

Также Всевышний Аллах сказал: «И спроси тех, кого Мы посылали до тебя из (числа) Наших посланников: «Установили ли Мы помимо Милостивого (каких-либо) богов, которым следует поклоняться?»»[26].

Также Аллах сказал: «И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад), ни одного посланника, кроме как только внушив ему, что нет истинного бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь (только) Мне»[27].

Также Всевышний Аллах сказал: «Узаконил Он для вас в религии то же (самое), что и завещал (пророку) Нуху, и что внушили Мы (откровением) тебе и что завещали (пророкам) Ибрахиму, Мусе, и ′Исе: «Исполняйте религию и не расходитесь (во мнениях) относительно нее!». Велико для многобожников то, к чему ты призываешь (их)»[28].

Также Всевышний Аллах сказал: «О, посланники! Ешьте из благого и совершайте праведное, поистине, Я знаю, что вы делаете!»[29].

Также Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ваша религия — религия единая, а Я — ваш Господь. Бойтесь же Меня!»[30].

Аллах повелел посланникам устанавливать религию и не разделяться в ней.

Именно поэтому пророк r сказал в достоверном хадисе: «Мы – пророки: наша религия – одна. Пророки – это братья по отцу. И, поистине, я ближе всего среди людей к сыну Марьям, ведь между мной и им не было других пророков».

Это – религия ислам, помимо которой Аллах не принимает иной религии ни от первых, ни от последних. Поистине, все пророки придерживались исламской религии.

Всевышний Аллах сказал о Нухе: «И прочитай им весть о (пророке) Нухе. Вот сказал он своему народу: «О, народ мой! Если тяжко для вас мое пребывание (среди вас) и напоминание (вам) о знамениях Аллаха, то (только) на Аллаха я полагаюсь; объедините же ваше дело и (призовите на помощь) ваших сотоварищей [ваши божества], потом пусть ваше дело (в отношении меня) вас не заботит [действуйте открыто], потом решайте против меня [чтобы причинить такое зло, которое в ваших возможностях], и не давайте мне отсрочки (ни на час)! А если вы отвернетесь, то ведь я не просил у вас награды: поистине, моя награда – только у Аллаха, и велено мне быть из мусульман [из покорных Аллаху]!»»[31].

Также Аллах сказал об Ибрахиме: «А кто отвратится от религии Ибрахима, кроме глупца? И Мы избрали его уже в (этом) мире, и поистине, он в Вечной жизни, (будет) конечно среди праведников. Вот сказал ему [Ибрахиму] его Господь: «Предайся [будь единобожником и полностью подчинись Аллаху]!». Он сказал: «Я предался Господу миров!». И завещал это Ибрахим своим сынам и Я′куб: «О, сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас религию; не умирайте никак иначе, кроме как только будучи мусульманами [покорными Аллаху]»[32].

Также Аллах сказал о Мусе: «И сказал Муса: «О, народ мой, если вы уверовали в Аллаха, то на Него полагайтесь, если вы являетесь мусульманами [покорными Аллаху]!»»[33].

Также Аллах сказал о Мессии (′Исе): «И вот внушил Я апостолам: «Уверуйте в Меня и в Моего посланника [в пророка ′Ису]!». Они [апостолы] сказали: «Мы уверовали, засвидетельствуй, что мы – мусульмане [полностью покорные Тебе]!»»[34].

Также Аллах сказал о предшествующих пророках: «Судили по ней [по Торе] пророки, которые были мусульманами [полностью покорными Аллаху], тех, кто исповедует иудейство»[35].

Также Аллах сообщил, что Билькис сказала: «Господи! Поистине, я причинила зло самой себе и (сейчас) приняла ислам [предалась Тебе] вместе с Сулейманом пред Аллахом, Господом миров!»[36].

Ислам включает в себя предание себя одному Аллаху. Если же человек предал себя Аллаху и кому-то еще, то он является многобожником. Если же человек не предал себя Аллаху, то он считается превознесшимся над поклонением Ему. Многобожник и тот, кто превознесся над поклонением, — оба они являются неверующими. Предание себя одному Аллаху включает в себя поклонение Ему одному и подчинение Ему одному.

Это и есть религия ислам, помимо которой Аллах не принимает иной религии. Эта религия заключается в том, что человек подчиняется Аллаху в каждый момент своей жизни путем совершения того, что повелел ему Аллах в этот момент. Если в самом начале религии Аллах повелел обращаться во время молитвы в сторону Иерусалима, а затем после этого повелел нам обращаться во время молитвы в сторону Каабы, то оба этих действия в соответствующий им момент входят в ислам. В обоих случаях религия – это покорность и поклонение Аллаху, однако действия мусульманина могут отличаться, как, например, здесь отличается направление молитвы (в зависимости от времени). То же самое касается посланников – их религия одна, но могут отличаться их законы, пути, обряды и виды поклонения. Это не препятствует тому, чтобы религия была одна.

Всевышний Аллах сделал в религии всех посланников то, что первый посланник всегда радует людей вестью о последнем посланнике и сообщает о своей вере в него, а последний посланник всегда подтверждает религию первых посланников и сообщает о своей вере в них.

Всевышний Аллах сказал: «И вот взял Аллах завет со (всех) пророков: «Какое бы Я ни даровал вам писание и мудрость, (но) затем (когда) придет к вам (от Аллаха) (следующий) посланник, подтверждающий истинность того, что с вами, то вы, непременно и обязательно, уверуете в него и будете помогать ему». Сказал Он: «Подтверждаете ли вы (о, пророки), и принимаете ли на этом (условии) Мою ношу [этот завет]?». Они [пророки] сказали: «Мы подтверждаем». (Аллах) сказал: «Будьте же свидетелями, и Я (тоже) буду с вами из (числа) свидетелей»»[37].

Сказал Ибн ′Аббас: «Какого бы пророка ни посылал Аллах, Он обязательно брал с него завет: «Если придет Мухаммад r, и ты будешь жив, то ты должен уверовать в него и помочь ему!». Также Аллах велел этому пророку взять завет со своей общины: «Если придет Мухаммад r, и вы будете живы, то вы должны уверовать в него и помочь ему!»».

Всевышний Аллах сказал: «И ниспослали Мы тебе Книгу [Коран] с истиной для подтверждения истинности того, что было (ниспослано) до него из Писаний, и как свидетель для них. Суди же между ними [людьми Писания] по тому, что низвел Аллах [по Корану], и не следуй за их прихотями, (отклоняясь в сторону) от истины, которая пришла к тебе. Каждому из вас Мы установили закон и (ясный) путь»[38].

Аллах назвал неверующими тех, кто сказал, что уверовал в некоторых пророков и проявил неверие в других.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, те, которые проявляют неверие в Аллаха и Его посланников и желают сделать разделение между Аллахом и Его посланниками [веровать в Аллаха и отвергать Его посланников], и говорят: «Мы веруем в одних (пророков) и не веруем в других». И хотят они найти между этим (некий средний) путь, – такие – они в действительности (являются) неверующими»[39].

Также Всевышний Аллах сказал: «Разве вы веруете в одну часть Писания и проявляете неверие в другую? Нет воздаяния тому из вас, кто делает это [принимает только часть Писания], кроме позора в этой жизни, а в День Воскресения они будут возвращены к жесточайшему наказанию [в Ад]! Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете»[40].

Также Аллах сказал нам: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исма′илю, Исхаку, Я′кубу и коленам [пророкам из двенадцати родов потомков пророка Я′куба], и что было даровано Мусе и ′Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся». А если они уверуют в то же, во что уверовали вы, то они окажутся на (истинном) пути; если же они отвернутся, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них [от их зла], ведь Он – Слышащий, Знающий»[41].

Аллах повелел нам говорить: «Мы уверовали во все это и мы покорились Ему!». Если до человека дошла посланническая миссия Мухаммада r, а он не признал то, с чем пришел этот пророк r, то он не будет ни мусульманином, ни верующим. Он будет неверующим, даже если сам считает себя мусульманином и верующим.

Упоминается, что когда Всевышний Аллах ниспослал аят: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»[42], иудеи и мусульмане сказали: «Мы тоже мусульмане (покорные Аллаху)». Тогда Аллах ниспослал: «И перед Аллахом (лежит обязанность) на (всех) людях (совершить) паломничество к Дому, для тех, кто в состоянии (совершить) к нему путь»[43]. Они сказали: «Мы не будем совершать хадж». Тогда Всевышний Аллах сказал: «А кто не верует [не признает обязательность совершения паломничества в Запретную Мечеть]… то ведь поистине Аллах – не нуждается в мирах»[44].

То есть человек не будет считаться предавшимся Аллаху, пока не признает то, что Аллах возложил на Своих рабов, а именно – совершение хаджа к Каабе.

Пророк r сказал: «Ислам строится на пяти (столпах):

— свидетельстве о том, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха,

— выстаивании молитвы,

— выплате закята,

— соблюдении поста в месяце Рамадан,

— совершении хаджа»[45].

Именно поэтому, когда пророк r находился на (горе) ′Арафат (во время хаджа), Всевышний Аллах ниспослал: «Сегодня Я ради вас сделал совершенной вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[46].

Точно также и имам, обновитель религии, Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб в подавляющем большинстве своих посланий, сочинений и опровержений разъяснил смысл ислама и опроверг сомнения, установленные лжебогами для отвращения мусульман от их религии.

Шейх сказал: «Ислам – это предание себя Аллаху путем единобожия, покорность Ему путем подчинения и отречение от многобожия и его приверженцев»[47].

Также он сказал: «Слово «ислам» заключает в себе предание (себя Аллаху), подчинение и искренность. Если человек предал себя Аллаху и кому-то еще, то он является многобожником. Если же человек не предал себя Аллаху, то он является высокомерным гордецом»[48].

Также он сказал: «Какой религии мы придерживаемся?! Религии ислам, относительно которой сказал Аллах: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»[49].

К чему мы призываем людей?! Мы призываем их к единобожию, о котором Аллах сказал, обращаясь к Своему пророку r: «Скажи: «Это – мой путь! Я призываю к Аллаху, обладая доказательствами (от Аллаха) – я и те, кто последовали за мной. И пречист Аллах (от недостатков), и я не из числа многобожников!»»[50].

Также Всевышний Аллах сказал: «(Все) места поклонения (предназначены только) для Аллаха [для поклонения только Ему], поэтому не молите вместе с Аллахом кого-либо еще»[51].

Что мы запрещаем людям?! Мы запрещаем им многобожие, о котором сказал Аллах: «Ведь кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил Рай, и (конечным) пристанищем для него (будет) Огонь»[52].

Также Всевышний Аллах предостерег Своего пророка r, хоть и он и его братья пророки защищены от многобожия: «И уже дано откровением тебе (о, пророк), и тем (пророкам), которые были до тебя: «Если ты придашь (Аллаху) сотоварищей, то непременно, станут тщетными твои деяния, и (в таком случае) ты обязательно окажешься из числа потерпевших убыток». Наоборот, (только) Аллаху поклоняйся и будь из числа благодарных!»[53].

Подобных аятов много»[54].

Также он сказал[55]: «Всевышний Аллах сказал: «Воистину, религией у Аллаха является ислам»[56].

Также Всевышний сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»[57].

Также Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас сделал совершенной вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[58].

Некоторые ученые сказали, что этот аят был ниспослан последним в Коране.

Также пророк Аллаха r разъяснил суть ислама (ангелу) Джибрилю и сообщил, что он зиждется на пяти столпах, каждый из которых включает в себя знание и деяние и является обязательным как для мужчин, так и для женщин. Ни одному человеку не следует начинать что-то, пока он не узнает постановление Аллаха об этой вещи.

Знай же, что самый важный и самый первых из столпов ислама – два свидетельства, которые заключают в себе отрицание и утверждение и заключают в себе право Аллаха на Своих рабов и право посланника на свою общину.

Если ты поймешь это, то перестанешь скитаться и поймешь, в каком невежестве пребывают люди, в какой они беспечности и как они отвернулись от того, для чего были сотворены. Ты поймешь, что они придерживаются религии невежества (джахилии). Ты поймешь, что они построили свою религию на словах и поступках, на которых они застали своих предков: на этом выросли дети и состарились пожилые люди. Посмотри, когда ребенку исполняется десять лет, члены его семьи купают его и обучают его словам молитвы, и он живет так, а затем умирает. Разве ты думаешь, что такой человек ощутил аромат религии ислам, унаследованной от посланника r?! Как ты думаешь, что случится, когда его положат в могилу, и когда к нему придут два ангела, и спросят его о том, какой религии он держался при жизни?! Что он ответит?! Ох, ох! Я не знаю! Я слышал, как люди говорили что-то, и говорил то же самое. Как ты думаешь, что случится, когда он предстанет пред Всевышним Аллахом, Который спросит его: «Чему ты поклонялся? Что ты ответил посланникам?»?!». Что он ответит?! Пусть Аллах наделит нас и тебя пророческим знанием и искренними поступками в ближней жизни и в тот день, когда мы встретим Его! Амин!

Посмотри, о человек, на свое положение и положение своих современников. Они взяли религию от своих отцов и сделали обычаи своей религией. Если что-то является обычаем или дозволенным у современников или жителей определенной местности, то они исповедуют это в качестве религии, а иначе – нет. Если ты ценишь свою душу, то не будь доволен для нее гибелью и обратись к тому, что заключают в себе столпы ислама – к знаниям и деяниям, а, особенно, к двум свидетельствам, которые заключают в себе отрицание и утверждение. Это установлено в словах Аллаха и в словах Его посланника r.

Некоторые ученые сказали, что первым ниспосланным аятом Корана после слов «читай»[59] были слова Всевышнего: «О, завернувшийся (в одежды пророк)! Встань и увещевай (людей)»[60]. Остановись возле этого аята и еще раз остановись, и еще раз остановись, и ты увидишь нечто очень удивительное; ты поймешь, как люди погубили основу основ.

Также посмотри на слова Всевышнего Аллаха: «И уже Мы отправляли к каждой общине посланника, (чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь лжебога»»[61].

Также слова Всевышнего: «Разве же ты не видел того, кто взял себе богом свою прихоть?»[62].

Также слова Всевышнего: «(Они) взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха»[63].

Эти и другие религиозные тексты указывают на суть единобожия, о котором ты говорил в своем послании. Ты сказал, что Мухаммад утвердил для вас три основы: единственность Аллаха как господа (таухид ар-рубубия), исключительное право Аллаха на поклонение (таухид аль-улюхия) и любовь и ненависть ради Аллаха (аль-уаля уаль бара). Это и есть суть религии ислам. Однако поразмысли над этими словами и подумай, что они содержат в себе из знания и деяний. Например, если ты поразмыслишь над словом «тагут» («лжебог»), то увидишь Сулеймана, Мувеййиса, ′Урей′ира, Абу Зира′, а их глава – это шайтан. Также посмотри на «ученых» и «праведников», кем бы они ни были, которые дают тебе фетвы, противоречащие религии, по своему невежеству, а ты подчиняешься им.

Всевышний Аллах сказал: «А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их [лжебогов] так же, как любят Аллаха»[64].

Этот аят разъяснен другими словами Всевышнего: «Скажи (верующим): «Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья…»»[65].

Также посмотри на слова Всевышнего: «Разве же ты не видел того, кто взял себе богом свою прихоть?»[66].

Этот аят является более общим, чем предыдущие, и он случается на практике чаще. Однако я считаю, что ты и большинство твоих современников думают, что боги, которым поклоняются люди – это хубаль, ягус, я′ук, наср, аль-лятт, аль-′узза и манат. Если же человек обладает хорошим пониманием, он поймет, что сегодня люди поклоняются людям, деревьям, камням и т. п. Таковы плоды невежества, беспечности и отказа от изучения религии Аллаха и Его посланника r. И вместе с этим ваш шайтан аль-Мувеййис говорит вам: «Даже наши женщины и дети знают единобожие, не говоря уже о наших мужчинах. А изучение смысла свидетельства «ля иляха илля Ллах» – это новшество». Если ты не веришь мне, то собери группу людей и спроси их: «О чем вас спросят в могиле?!». Неужели ты думаешь, что они дадут верный ответ?! А что будет, когда их спросят о знании и деяниях?! Это – то, что я говорю тебе. Таково положение тех, кто отвернулся от того, с чем пришел посланник Аллаха r из религии ислам. Что же сказать о том, кому почти сорок лет, а он ругает религию Аллаха и Его посланника r, ненавидит ее и отвращает от нее так, как только может?!

Когда он не смог больше упрямствовать в своей ложной религии и когда ему говорили: «Защити же свою религию и вступи с нами в дискуссию о ней!», его доводы закончились и он признал, что то, на чем Ибн ′Абд уль-Уаххаб, это и есть религия Аллаха и Его посланника r. А когда его спросили: «А что насчет религии жителей твоей местности?!», он ответил: «Это тоже религия Аллаха и Его посланника r!». Как это и то может собраться в сердце одного человека?! Что насчет тех разногласий, которые много лет существуют между (религиозными) группами?! Каждая из них готова с мечом защищать свою религию, и поэтому уже долгое время идет война. Каждый из них называет истинной лишь свою религию и ругает религию других. Мы просим у Аллаха защиты от скверного понимания и смерти сердец! Приверженцы двух разных религий сражаются друг с другом – каждый заявляет об истинности своей религии. Разве можно представить, что обе эти религии являются верными?! Пречист Ты, о Аллах! Это – великая клевета!

О человек! Обрати свой слух к тому, что вменил тебе в обязанность Аллах, а, особенно, два свидетельства, которые заключают в себе отрицание и утверждение. Не обольщайся простыми словами и тем, чего придерживаются твои современники и жители твоей местности, а иначе ты погибнешь.

Знай, что самой важной обязанностью, вмененной Аллахом рабам, является знание о том, что Аллах – Господь и Властелин всего сущего. Он распоряжается всем сущим по Своему желанию. Если ты поймешь это, то посмотри, есть ли у тебя рабство пред Аллахом, любовь, почтение, возвеличивание, страх, надежда и поклонение одному Аллаху, которое заключает в себе самоуничижение и покорность Его повелениям и запретам. Это является более первостепенной обязанностью, чем молитва и закят. Именно поэтому Аллах сообщает Своим рабам о Своем господстве, чтобы посредством этого они познали Его исключительное право на поклонение»[67].

Это – прекрасное разъяснение имама и обновителя религии. Для того, кого Аллах направил к знанию, это разъяснение заключает в себе спасение религии и единобожия.

То же самое говорили и имамы этого призыва в своих посланиях, сочинениях, опровержениях и фетвах.

Сказали шейх ′Абд ур-Рахман ибн Хасан, шейх ′Али ибн Хусейн ибн Мухаммад и шейх Ибрахим ибн Сейф: «Мы завещаем вам остерегаться наказания Аллаха как тайно, так и явно. Мы напоминаем вам о тех милостях, которые Аллах даровал нам и вам, а, особенно, о религии ислам, которую Он одобрил для вас как религию.

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас сделал совершенной вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[68].

Это – та религия, помимо которой Аллах не принимает иной религии: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»[69].

Ислам – это не просто заявления и произнесение слов. Ислам – это подчинение Аллаху путем единобожия и покорности, повиновение Ему путем признания Его господства и исключительного права на поклонение.

Всевышний Аллах сказал: «Кто не верует в тагута [лжебога], а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий»[70].

Также Аллах сказал: «Обрати свой лик к религии, как ханиф [единобожник]. Таково врожденное качество [фитра], с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого. Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте молитву и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет»[71].

Также Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему, как ханифы [единобожники]»[72].

Также Аллах сказал: «Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера»[73].

Это именно та религия, с которой Аллах посылал Своих посланников и ниспослал Свои Книги. Всевышний Аллах сказал: «И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад) ни одного посланника, кроме как только внушив ему, что нет истинного бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же (только) Мне»[74].

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи (им) (о, посланник): «Ведь я – человек, такой же, как вы. Мне сообщается откровением (от Аллаха), что Богом вашим, (который заслуживает поклонения, является) лишь один бог [Аллах]. Так идите же к Нему (истинным путем), и просите у Него прощения; и горе (обещано) многобожникам»»[75]»[76].

Сказал шейх ′Абд уль-Лятыф ибн ′Абд ур-Рахман ибн Хасан: «Самое великое право ислама и его первейшая основа – это поклонение одному Аллаху и отречение от всего того, чем поклоняются, помимо Аллаха. Именно на это указывает свидетельства ислама. Если человек произнес это свидетельство, но поклоняется не Аллаху, или превозносится над поклонением Аллаху, то он обвиняет во лжи самого себя и свидетельствует о своем неверии и многобожии»[77].

Также он сказал: «Суть ислама в том, чтобы раб предался своим сердцем и своими органами Всевышнему Аллаху и подчинился Ему посредством единобожия и покорности»[78].

Также он сказал: «Единобожие (таухид) – это религия Аллаха и религия Его любимца Ибрахима, и религия всех пророков и посланников. Это и есть ислам, с которым Аллах послал Мухаммада r. На этой религии были единодушны ученые этой общины как в ранние, так в поздние времена, и противоречил этому (единобожию) лишь многобожник.

Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйся же (только одному) Аллаху, делая исключительным только для Него (свое) поклонение! О, да! Аллаху (принадлежит) чистая (от многобожия) вера»[79].

Также Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему, как ханифы [единобожники], совершать молитву и выплачивать закят. Это и есть правая вера»[80]»[81].

Сказали шейхи ′Абдуллах и Ибрахим, сыновья шейха ′Абд уль-Лятыфа ибн ′Абд ур-Рахмана ибн Хасана, а также шейх Сулейман ибн Сахман: «Суть того, с чем они пришли и к чему они призывали – это обязательность поклонения одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, посвящение деяний лишь Ему, отказ от придания Ему в сотоварищи кого-либо из творений, а также описывание Его тем, чем Он сам описал себя из атрибутов совершенства и величия. Тот же, кто противоречит тому, с чем они пришли, отрицает это и объявляет ложным, является заблудшим неверующим, даже если он говорит: «Ля иляха илля Ллах» и считает себя мусульманином. Ведь то многобожие, которое он совершает, разрушает то свидетельство, которое он произнес. Ему не принесет пользы произнесение слов «ля иляха илля Ллах», ведь он произнес то, что не соблюдает в делах, и в чем не убежден сердцем»[82].

Доводы из Корана и Сунны, а также слова обладателей знания, которые мы привели выше, являются очевидным разъяснением сущности ислама, а также того, что разделяет ислам и то, что ему противоположно. Тот же, кто не знает смысла и сути ислама, не может отличить мусульман от многобожников. Те, кто возвышают знамя защиты многобожников, еретиков и могилопоклонников, допустили ошибку именно из-за того, что не знали сущности ислама и не смогли отличить ислам от неверия и многобожия, даже если они называют себя учеными, шейхами и проповедниками, и даже если они показывают себя защитниками единобожия и показывают свое ревностное отношение к вероучению предшественников. Если человек продолжает защищать многобожников, то в чем толк от его знания?! С ним нет ничего, кроме пыли, а его знание лишь мираж!

Продолжение …


[1] Сура «ас-Саффат», аят 103.
[2] Сура «ан-Ниса», аят 125.
[3] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[4] Аль-Бухари, (№ 3443); Муслим, (№ 2365).
[5] Сура «Али ′Имран», аяты 84-85.
[6] Сура «аль-Муддассир», аяты 1-4.
[7] Сура «аль-Кафирун», аяты 1-6.
[8] Сура «аль-Маида», аят 48.
[9] Сура «ан-Ниса», аяты 13-14.
[10] Сура «ан-Ниса», аяты 64-65.
[11] Сура «Али ′Имран», аяты 31-32.
[12] Слово «сыбга» ( صبغة ) в своей основе означает «окраска, цвет, признак». Сказал Ибн Касир, разъясняя значение слова «сыбга» ( صبغة ) в этом аяте: «Ад-Даххак передал, что Ибн ′Аббас сказал: «То есть религия Аллаха». То же самое передается от Муджахида, Абу-ль ′Алии, ′Икримы, Ибрахима, аль-Хасана (аль-Басри), Катады, ад-Даххака, ′Абдуллаха ибн Касира, ′Атыйи аль-′Ауфи, ар-Раби′а ибн Анаса и ас-Судди». См. «Тафсир уль-Кыран иль-′азым», (1/450).
[13] Сура «аль-Бакара», аяты 135-138.
[14] Сура «ан-Нур», аяты 51-54.
[15] То есть в религию ислам.
[16] Аль-Бухари, (№ 2697); Муслим, (№ 1718).
[17] Аль-Бухари, (№ 335); Муслим, (№ 521).
[18] Здесь имеется в виду всё человечество.
[19] Муслим, (№ 153).
[20] Аль-Бухари, (№ 7280).
[21] Сура «Али ′Имран», аяты 18-20.
[22] Сура «аль-Маида», аят 3.
[23] Сура «ан-Ниса», аят 80.
[24] Сура «ан-Ниса», аят 64.
[25] Сура «Али ′Имран», аят 31.
[26] Сура «аз-Зухруф», аят 45.
[27] Сура «аль-Анбия», аят 25.
[28] Сура «аш-Шура», аят 13.
[29] Сура «аль-Муминун», аят 51.
[30] Сура «аль-Муминун», аят 52.
[31] Сура «Юнус», аяты 71-72.
[32] Сура «аль-Бакара», аяты 130-132.
[33] Сура «Юнус», аят 84.
[34] Сура «аль-Маида», аят 111.
[35] Сура «аль-Маида», аят 44.
[36] Сура «ан-Намль», аят 44.
[37] Сура «Али ′Имран», аят 81.
[38] Сура «аль-Маида», аят 48.
[39] Сура «ан-Ниса», аяты 150-151.
[40] Сура «аль-Бакара», аят 85.
[41] Сура «аль-Бакара», аяты 136-137.
[42] Сура «Али ′Имран», аят 85.
[43] Сура «Али ′Имран», аят 97.
[44] Сура «Али ′Имран», аят 97.
[45] Аль-Бухари, (№ 8, № 4514);  Муслим, (№ 16).
[46] Сура «аль-Маида», аят 3. Конец слов Ибн Теймии из книги «Маджму′ аль-фатауа», (3/89-94).
[47] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/129).
[48] См. «ад-Дурар ус-сания», (2/83).
[49] Сура «Али ′Имран», аят 85.
[50] Сура «Юсуф», аят 108.
[51] Сура «аль-Джинн», аят 18.
[52] Сура «аль-Маида», аят 72.
[53] Сура «аз-Зумар», аяты 65-66.
[54] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/95).
[55] Эти слова шейха являются обращением к одному из своих современников.
[56] Сура «Али ′Имран», аят 19.
[57] Сура «Али ′Имран», аят 85.
[58] Сура «аль-Маида», аят 3.
[59] Сура «аль-′Аляк», аят 1.
[60] Сура «аль-Муддассир», аяты 1-2.
[61] Сура «ан-Нахль», аят 36.
[62] Сура «аль-Джасия», аят 23.
[63] Сура «ат-Тауба», аят 31.
[64] Сура «аль-Бакара», аят 165.
[65] Сура «ат-Тауба», аят 24.
[66] Сура «аль-Джасия», аят 23.
[67] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/115).
[68] Сура «аль-Маида», аят 3.
[69] Сура «Али ′Имран», аят 85.
[70] Сура «аль-Бакара», аят 256.
[71] Сура «ар-Рум», аяты 30-32.
[72] Сура «аль-Беййина», аят 5.
[73] Сура «Юсуф», аят 40.
[74] Сура «аль-Анбия», аят 25.
[75] Сура «Фуссылят», аят 6.
[76] См. «ад-Дурар ус-сания», (2/264).
[77] См. «аль-Итхаф фи ррадд ′аля ссаххаф», (стр. 45).
[78] См. «ад-Дурар ус-сания», (10/87-88).
[79] Сура «аз-Зумар», аяты 2-3.
[80] Сура «аль-Беййина», аят 5.
[81] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/440).
[82] См. «ад-Дурар ус-сания», (10/429-433).

Похожее