wasat-media big logo

"Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. " • Сура "Аль-Бакара", аят 143 •  

  • Главная
  • Статьи
  • Вероубеждение
  • Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Различия между путем имамов благотворного призыва в Королевстве Саудовская Аравия и путем тех, кто им противоречит, из числа поклоняющихся могилам и сторонников религиозных новшеств

Поделиться:

Исследование первое: Разъяснение языкового и шариатского значения слова «′ибада» («поклонение»). Важность правильного понимания этого термина.

Арабское слово «′ибада» (عبادة) – это отглагольное существительное (масдар), происходящее от глагола «′абада» — «я′буду» (عبد — يعبد).  Слово «′ибада» в арабском языке означает «предельное самоуничижение»[2].

Что касается религиозного значения слова «′ибада» («поклонение»), то определения ученых разнятся, хотя их смысл, в общем, одинаков.

Поклонение (′ибада) – это то, что узаконил Аллах, и то, что Он ниспослал Своему посланнику r из Своих повелений, как обязательных, так и желательных, причем все это должно совершаться искренне ради Аллаха и в соответствии с путем посланника Аллаха r.

Некоторые ученые сказали, что поклонение (′ибада) – это абсолютная любовь, сопряженная с абсолютной покорностью и самоуничижением, которые подразумевают подчинение любимому и покорность ему[3].

Другие сказали, что поклонение (′ибада) – это выполнение того, что велено, и оставление того, что запрещено. Иначе говоря, выполнение обязательного и желательного, и оставление запретного и нежелательного[4].

Третьи сказали, что поклонение (′ибада) – это то, что повелел Аллах из убеждений, слов и деяний.

Четвертые сказали, что поклонение (′ибада) – это то, что велено в шариате и не имеет отношения к обычаям людей и выводам разума[5].

Также определение поклонению дал шейх ислама Ибн Теймия, и за ним в этом последовала группа обладателей знания. Он сказал, что поклонение (′ибада) – это все, что любит Аллах, и все, чем Он доволен, из слов и деяний как явных, так скрытых.

Ибн Теймия сказал: «Поклонение (′ибада) – это общее название для всего того, что любит Аллах, и всего того, чем Он доволен, из слов и деяний как явных, так скрытых. Примеры поклонения – это, например, молитва, закят, пост, хадж, правдивость в речах, возвращение вверенного на хранение, благочестие к родителям, укрепление родственных уз, выполнение договоров, повеление совершать одобряемое, запрещение порицаемого, усердие против неверующих и лицемеров, благое отношение к соседу, сироте, бедняку, путнику, невольнику и животным, мольбы (ду′а), поминание Аллаха (зикр) и чтение Корана. Также любовь к Аллаху и Его посланнику , страх перед Аллахом, возвращение к Нему после греха, посвящение религии лишь Ему, терпение в отношении Его постановлений, благодарность за Его милости, довольство Его предопределением, упование на Него, надежда на Его милость и страх перед Его наказанием, и т. п. Ведь поклонение Аллаху – это то, что любимо Ему, и то, чем Он доволен, и то, ради чего Он сотворил творения. Всевышний Аллах сказал: «И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»[6]»[7].

Таким образом, поклонение – это внешнее и внутреннее проявление религии путем выполнения того, что повелел Аллах, и оставления того, что Он запретил в Своей Книге или на устах Своего пророка r, и выполнение всего этого ради того, чтобы приблизиться к Аллаху и выполнить Его приказы. Если человек посвятил поклонение кому-то, кроме Аллаха, и его не принуждали делать это, то он считается тем, кто ищет близости к этому объекту поклонения, даже если он и не намеревался искать близости к кому-то, кроме Аллаха.

Поклонение не будет действительным без искренности пред Аллахом, без выполнения Его повелений и без следования за путем Его пророка r.

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему, как ханифы [единобожники], совершать молитву и выплачивать закят. Это и есть правая вера»[8].

Также Всевышний Аллах сказал: «И что дал вам посланник, то берите это, а что он вам запретил, то от того удержитесь. И остерегайтесь (наказания) Аллаха, ведь поистине Аллах суров в наказании»[9].

′Умар ибн уль-Хаттаб t слышал, как посланник Аллаха r говорил: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)»[10].

А ′Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо внес в это наше дело[11] то, что не из него, то оно будет отвергнуто»[12].

В версии, которую приводит Муслим, сказано: «Если кто-либо совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто».

Если кто-либо посвятил что-то из поклонения не Аллаху, то он считается ищущим близости к этому объекту поклонения и придавшим Аллаху сотоварищей в поклонении, и проявившим неверие в Него. Он выходит из ислама и все его деяния становятся тщетными, и он обязательно окажется навечно в Аду, если умрет в таком положении.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает»[13].

Также Аллах сказал: «А если бы они придали Ему сотоварищей, то непременно тщетным для них оказалось бы то, что они делали!»[14].

Также Аллах сказал: «Ведь кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил (вхождение в) Рай. И (конечным) пристанищем для него (будет) Огонь [Ад], и не (будет) у притеснителей помощников»[15].

Также Аллах сказал: «А кто молит наряду с Аллахом другого бога, у того нет доказательства на это, и расчет его (за это) только у его Господа (в День Суда)! Поистине, не обретут успеха неверующие»[16].

Абу Хурейра t передал, что посланник Аллаха сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Я меньше всего нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей. Если кто-либо совершит деяние, придав Мне в нём кого-то в сотоварищи, то Я оставлю его и его многобожие»»[17].

Именно для разъяснения этого вопроса Аллах отправил посланников. Это и есть самое великое дело и самый важный вопрос. Если человек не понял этот вопрос, то он не познал религию Аллаха и не придерживается истины.

Сподвижники и праведные предшественники проявляли великое усердие, жертвуя своими душами, имуществом и детьми, и покидали родину, чтобы претворить в жизнь это великое дело – поклонение одному Аллаху и отречение от всего того, чему поклоняются вместо Аллаха.

В двенадцатом веке по хиджре Аллах почтил Неджд и его окрестности этим благодатным призывом после того, как Неджд постигло то, что постигло многие другие города и страны, а именно исчезновение вех религии и чуждое положение верующих. Аллах почтил Неджд этим благодатным и благотворным призывом к пути праведных предшественников. Его начал вести имам и обновитель религии Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб, и в этом его поддержали правители, во главе которых был имам Мухаммад ибн Су′уд. Также его поддержали ученые, влиятельные люди и многие представители простого народа. Они призывали людей к Аллаху и к необходимости поклонения лишь Ему одному. Они призывали к необходимости очистить убеждения людей от того, что примешалось к ним из многобожия и религиозных новшеств. Аллах даровал благодать его призыву и он оказал великое влияние на Неджд и все области Аравийского полуострова, а также на весь исламский мир. Пусть Аллах помилует имама и обновителя религии, а также всех имамов этого призыва и всех мусульманских ученых!

Имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб разъяснял в своих посланиях и письмах великое положение поклонения и его сущность, и разъяснял сомнения могилопоклонников и сторонников религиозных новшеств.

Он сказал, разъясняя этот вопрос: «Виды поклонения, которые повелел Аллах – это, например, ислам, вера (иман) и ихсан. Также к видам поклонения относятся:

1. Мольба (ду′а);

2. Страх (хауф);

3. Надежда (раджа);

4. Упование (таваккуль);

5. Стремление (рагба);

6. Боязнь (рахба);

7. Смирение (хушу′);

8. Страх, сопряженный со знанием (хашья);

9. Возвращение с покаянием (инаба);

10. Обращение за помощью (исти′ана);

11. Обращение за защитой (исти′аза);

12. Обращение за помощью в тяжелых ситуациях (истигаса);

13. Жертвоприношение (забх);

14. Обет (назр)

А также другие виды поклонения, которые повелел Аллах. Все они должны быть посвящены только Всевышнему Аллаху.

А доказательством являются слова Всевышнего Аллаха: «И мечети (или: места поклонения) принадлежат Аллаху, посему не взывайте (и не поклоняйтесь) никому наряду с Аллахом»[18].

И кто посвятит что-либо из поклонения не Аллаху, тот является многобожником и неверующим. А доказательством являются слова Всевышнего Аллаха: «А кто взывает [поклоняется] наряду с Аллахом к другому богу, у того нет доказательства на это, и расчет его (за это) только у его Господа (в День Суда)! Поистине, не обретут успеха неверующие!»[19]»[20].

Также он сказал: «Основа поклонения – это искренность пред одним Всевышним Аллахом и следование лишь за посланником Аллаха r. Всевышний Аллах сказал: «И мечети (или: места поклонения) принадлежат Аллаху, посему не взывайте (и не поклоняйтесь) никому наряду с Аллахом»[21].

Также Всевышний сказал: «Веруйте же в Аллаха и Его посланника [Мухаммада], – пророка, который не умеет читать и писать, и который верует в Аллаха и Его Слова, и следуйте за ним, – может быть, вы пойдете прямым путем!»[22].

Также Всевышний сказал: «И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад) ни одного посланника, кроме как только внушив ему, что нет истинного бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же (только) Мне»[23].

Также Всевышний сказал: «И к Нему (обращен) зов истины [только к Нему можно обращаться с мольбой]. А те (божества), к которым они взывают помимо Него, не отвечают им ничем [никак не могут помочь им]. Разве что (этим) они подобны тому, кто простирает свои руки к воде, чтобы она дошла до его рта, но она не доходит до него. И ведь молитва неверных (находится) только в заблуждении!»[24].

Также Аллах сказал: «Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь»[25].

Также Всевышний сказал: «И что дал вам посланник, то берите это, а что он вам запретил, то от того удержитесь»[26].

Также Всевышний сказал: «Скажи (о, посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый»»[27]»[28].

Точно также и другие имамы этого призыва следовали по этому пути, призывая к чистому единобожию и усердствуя против тех, кто противоречит истине, и стремясь очистить убеждения людей от того, что примешалось к ним из многобожия, суеверий и ложных представлений. Они писали книги и письма, опровергали тех, кто противоречит истине, и отвечали на сомнения еретиков и могилопоклонников.

Сказал ′Абд ур-Рахман ибн Хасан: «Определение термину «′ибада» («поклонение») дал наш шейх Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб, когда приводил полезные выводы в своей книге о единобожии. Он сказал, что «′ибада» («поклонение») – это единобожие (таухид), ибо споры между пророками и людьми были именно относительно этого. То есть тот, кто не пришел с единобожием, на самом деле, не поклоняется Аллаху. Это указывает на то, что поклоняющийся Аллаху непременно должен отказаться от многобожия (ширка), а иначе поклонение не будет называться поклонением.

И сказал шейх Такыюддин (Ибн Теймия), что поклонение (′ибада) – это общее название для всего того, что любит Аллах, и всего того, чем Он доволен, из слов и деяний. Это именно та цель, которая любима Всевышнему. Ради нее Он отправил посланников и низвел Книги.

Сказал (пророк) Нух, обращаясь к своему народу: «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху, (ведь) нет для вас другого истинного бога, кроме Него!»[29].

То же самое сказали Худ и Салих.

Дело в том, что слово «илях» («бог, божество») используется в отношении любого объекта поклонения, будь он истинным или ложным. Истинный Бог – это Аллах. Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха»[30].

Этот вид единобожия называется «таухид аль-иляхия» («единственность Аллаха в праве на поклонение»), ибо оно строится на искренности и обожествлении. То есть человек должен сильно любить лишь одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, а за этим следует искренность (ихляс) и поклонение (′ибада). Также этот вид единобожия называется «таухид аль-′ибада» («единобожие в поклонении») или «таухид аль-ирада» («единобожие в желании»), ибо он строится на желании Лика Аллаха посредством деяний. Также его называют «таухид аль-касд» («единобожие в устремлении»), ибо он строится на искреннем устремлении, за которым следует искреннее поклонение одному лишь Аллаху. Также его называют «таухид аль-′амаль» («единобожие в деяниях»), ибо он строится на искреннем посвящении деяний одному Аллаху.

Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйся же (только одному) Аллаху, делая исключительным только Ему (всё свое) поклонение! О, да! Аллаху (принадлежит) чистая (от многобожия) религия»[31].

Единобожник (муваххид) – это тот, кто собрал свое сердце и свой язык искренне ради Всевышнего Аллаха и поклоняется Аллаху с любовью, страхом, надеждой, мольбами, обращениями за помощью в тяжелых ситуациях и упованием. Единобожник взывает лишь к Аллаху в тех ситуациях, когда никто, кроме Аллаха, не может принести пользу или отвести вред. Он любит ради Аллаха и враждует ради Аллаха. Он выполняет повеления Аллаха и смотрит на право Творца и права творений из числа пророков и приближенных Аллаха, проводя различия между двумя этими правами.

Это и есть претворение в жизнь свидетельства «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), ведь «илях» («бог») – это тот, кого обожествляют сердца посредством любви. Например, человек любит Аллаха, возвеличивает Его и покоряется Ему.

Всевышний Аллах сказал: «А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они [такие люди] любят их [лжебогов] так же, как любят Аллаха»[32].

Чистая любовь к Аллаху не подобна любви того, кто любит кого-то наряду с Аллахом. Всевышний Аллах сказал, передавая слова неверующих: «Клянемся Аллахом, мы однозначно были в явном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров!»[33].

Свидетельство «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха») означает, что человек отрицает своим сердцем и языком божественность кого-то, помимо Аллаха, и утверждает божественность Тому, Кто ее заслуживает – Аллаху, Истинному Богу. Он своим сердцем отворачивается от всех творений и не поклоняется им наряду с Аллахом, и устремляется к поклонению Господу земли и небес. Это также заключает в себе желание сердца поклоняться Аллаху и оставить всех, кроме Него. Человек в своих знаниях, устремлениях, свидетельстве, желании, знании и любви разделяет между Творцом и творениями. То есть он знает об Аллахе и поминает Его; он знает, что Аллах не подобен Своим творениям, а отличается от них в праве на поклонение, а также в Своих действиях и атрибутах. Он любит Аллаха и обращается за помощью к Нему, а не к кому-то другому, уповает на Него, а не на кого-то другого»[34].

Сказал ′Абдуллах Аба Бутейн: «Определение и суть поклонения (′ибада) – это подчинение Аллаху. Каждое слово и деяние, явное и скрытое, которое любимо Аллаху, является поклонением. Все, что Аллах повелел в шариате, будь это повеление, указывающим на обязательность или желательность, является поклонением. Это и есть суть поклонения у всех ученых. И если кто-либо посвятит что-то из этого не Аллаху, то он будет неверующим многобожником»[35].

Сказал Хамд ибн Му′аммар: «Поклонение (′ибада) – это общее название для всего того, что любит Аллах, и всего того, чем Он доволен, из слов и деяний. Например, мольба является поклонением, если человек взывает к кому-то в том, в чем способен помочь только Аллах. Если человек просит что-то у другого или обращается к другому за помощью (в том, на что способен только Аллах), то он этим самым поклоняется ему. Мольба (ду′а) относится к самым лучшим видам поклонения и самым великим деяниям покорности.

Всевышний Аллах сказал: «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне [обращайтесь с мольбой ко Мне], (и) Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну [Ад] ничтожными!»[36].

Ат-Тирмизи передал со слов Ибн ′Аббаса, что пророк r сказал: «Мольба (ду′а) – это стержень поклонения».

Также ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов ан-Ну′мана ибн Башира, что посланник Аллаха r сказал: «Мольба (ду′а) – это и есть поклонение», а затем прочитал: «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне [обращайтесь с мольбой ко Мне], (и) Я отвечу вам». Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный».

Сказано в толковании данного хадиса, что слова «мольба (ду′а) – это и есть поклонение» означают, что мольба – это самое великое поклонение. Это подобно словам пророка r: «Хадж – это (нахождение на) ′Арафате». То есть нахождение на ′Арафате – это самый великий столп хаджа.

Что же касается слов пророка r «мольба (ду′а) – это стержень поклонения», то они означают, что мольба – это самое ценное поклонение. Ведь человек, взывая к Аллаху, уже не связывает свои надежды с кем-то другим. Это и есть суть единобожия и искренности»[37].

Это и есть смысл поклонения (′ибада), на который указывают Коран и Сунна, и то, что утвердили ученые. Человек непременно должен знать суть и смысл поклонения. Человек непременно должен знать шариатское значение термина «′ибада» («поклонение»). Он должен знать, когда деяние будет поклонением, посвящение которого не Аллаху будет многобожием (ширком), а когда деяние будет дозволенным. Человек должен знать разницу между тем, что является поклонением, и тем, что не является поклонением, и тогда он поймет, что является многобожием (ширком), а что не является.

Именно поэтому имам Мухаммад ибн ′Абд уль-Уаххаб в своих посланиях и книгах многократно упоминал этот вопрос и разъяснял, что человек, который ведет споры в защиту многобожников и защищает еретиков и могилопоклонников, не понял истинную суть поклонения или намеренно отвергает ее. Например, об этом сказано в его послании «Кашф уш-шубухат», где он осветил этот великий вопрос и разъяснил важность правильного понимания смысла слова «′ибада» («поклонение»), а также важность правильного понимания религиозного значения этого термина. Он разъяснил, что всё, что повелел Аллах, является поклонением, посвящение которого не Аллаху будет многобожием (ширком).

В этом послании «Кашф уш-шубухат» у него есть прекрасные слова, когда он ответил на сомнения многобожников, считающих, что мольбы к мертвым и отсутствующим не являются поклонением.

Он сказал: «Если же он скажет: «Я не поклоняюсь никому, кроме Аллаха. Обращение же защитой к мертвым и мольбы к ним не являются поклонением», то скажи ему: «Ты подтверждаешь, что Аллах вменил тебе в обязанность искреннее поклонение лишь Ему одному, и таково Его право на тебя?!». Если он скажет: «Да!», то скажи ему: «Разъясни же мне, что вменил Аллах тебе в обязанность. Разъясни мне, что такое искреннее поклонение лишь одному Аллаху, и каково Его право на тебя!». Если он не знает, что такое поклонение (′ибада), и не знает его виды, то разъясни ему их, сказав: «Всевышний Аллах сказал: «Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и в тайне»[38]». Когда ты оповестишь его об этом, то скажи ему: «Ты признаешь, что (мольба) – это поклонение Аллаху?!». Он обязан ответить: «Да!», ведь мольба (ду′а) – это стержень поклонения. Скажи же ему: «Если ты признаешь, что мольба является поклонением, и взываешь к Аллаху ночью и днем, со страхом и надеждой, а затем при появлении какой-то нужды начинаешь взывать к пророку или кому-то еще, то разве ты не придаешь Аллаху сотоварищей?!». Он обязательно ответит: «Да, (это так)!». Скажи же ему: «Ты знаешь о словах Всевышнего Аллаха: «Так молись же Господу твоему и (ради Него) закалывай (жертвенных животных)»[39], и ты подчиняешься Аллаху, и закалываешь ради Него (жертвенных животных). Является ли это поклонением?!». Он обязан ответить: «Да!». Тогда скажи ему: «А если ты станешь закалывать жертву ради творения (например, ради пророка, джинна или кого-то еще), то разве ты не придашь Аллаху сотоварищей в поклонении?!». Он обязательно должен признаться и сказать: «Да, (это так)!».

Также скажи ему: «Многобожники, о которых был ниспослан Коран. Поклонялись ли они ангелам, праведникам, аль-Ляту[40] и другим (творениям)?». Он непременно ответит: «Да». Скажи же ему: «Разве их поклонение им не заключалось в обращении к ним с мольбами, принесении им жертв, поиска у них защиты и т. п.? Ведь они признавали, что эти творения являются рабами Аллаха и находятся в Его власти, и что лишь Аллах управляет делами. Однако они взывали к ним и обращались к ним за защитой, так как считали, что у них есть высокое положение (пред Аллахом) и они смогут заступиться за них. Это является предельно очевидным!»»[41].

Таким образом, мы поняли шариатское значение термина «′ибада» («поклонение») и важность правильного понимания его смысла. Мы понимаем, что неправильное понимание этого смысла является опасным и оказывает великое влияние на порчу веры (имана), и человек перестает отличать ислам от многобожия. Таково положение многих людей, которые ведут споры в защиту многобожников и защищают еретиков и могилопоклонников.

Продолжение


[2] См. «Лисан уль-′араб», (3/271-273).
[3] См. «Маджму′ уль-фатауа», (10/19); «ад-Дурар ус-сания», (2/298).
[4] См. «ад-Дурар ус-сания», (2/213; 12/62); «Муфрадат альфаз аль-Куран», (стр. 542) ар-Рагыба аль-Асфахани.
[5] См. «Кашшаф уль-кина′», (1/418) аль-Бухути; «ад-Дурар ус-сания», (2/298).
[6] Сура «аз-Зарийят», аят 56.
[7] См. «Маджму′ уль-фатауа», (10/149).
[8] Сура «аль-Беййина», аят 5.
[9] Сура «аль-Хашр», аят 7.
[10] Аль-Бухари, (№ 1); Муслим, (№ 1907).
[11] То есть в религию ислам.
[12] Аль-Бухари, (№ 2697); Муслим, (№ 1718).
[13] Сура «ан-Ниса», аят 48.
[14] Сура «аль-Ан′ам», аят 88.
[15] Сура «аль-Маида», аят 72.
[16] Сура «аль-Муминун», аят 117.
[17] Муслим, (№ 2985).
[18] Сура «аль-Джинн», аят 18.
[19] Сура «аль-Муминун», аят 117.
[20] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/128).
[21] Сура «аль-Джинн», аят 18.
[22] Сура «аль-А′раф», аят 158.
[23] Сура «аль-Анбия», аят 25.
[24] Сура «ар-Ра′д», аят 14.
[25] Сура «аль-Хаджж», аят 62.
[26] Сура «аль-Хашр», аят 7.
[27] Сура «Али ′Имран», аят 31.
[28] См. «ад-Дурар ус-сания», (1/86).
[29] Сура «аль-А′раф», аят 59.
[30] Сура «Мухаммад», аят 19.
[31] Сура «аз-Зумар», аяты 2-3.
[32] Сура «аль-Бакара», аят 165.
[33] Сура «аш-Шу′ара», аяты 97-98.
[34] См. «ад-Дурар ус-сания», (2/303-305).
[35] См. «ад-Дурар ус-сания», (10/391).
[36] Сура «Гафир», аят 60.
[37] См. «Маджму′а ар-расаиль уаль масаиль ан-надждия», (1/593-594).
[38] Сура «аль-А′раф», аят 55.
[39] Сура «аль-Каусар», аят 2.
[40] Аль-Лят – это праведный человек, который скончался, после чего курейшиты стали поклоняться его могиле.
[41] См. «Кашф уш-шубухат», (стр. 20).

Похожее