wasat-media big logo

"Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. " • Сура "Аль-Бакара", аят 143 •  

Краткая биография имама аз-Зинджани

Поделиться:

Его звали Абу-ль Касим, Са′д ибн ′Али ибн Мухаммад ибн ′Али ибн уль-Хусейн аз-Зинджани, родом из Зинджана.

Сказал Якут аль-Хамауи: «Зинджан – это большой и известный город возле азербайджанских гор. Располагается недалеко от Абхара и Казвина. Иностранцы еще называют его Зинкан. Из этого города вышла целая группа знатоков религии, литературы и хадиса»[1].

Сказал аз-Захаби: «(Абу-ль Касим аз-Зинджани) родился примерно в 380-ом г. х. или немного ранее. Он начал приобретать знание уже в зрелом возрасте»[2].

Аз-Зинджани перенимал знание у многих имамов и посещал различные города, а его странствования в результате привели его к заповедному дому Аллаха (в Мекке), где он и скончался.

Среди его шейхов следующие люди:

  • Абу ′Абдуллах, Мухаммад ибн уль-Фадль ибн Назыф аль-Фарра аль-Мисри;
  • Аль-Хусейн ибн Маймун ибн ′Абд уль-Гаффар ас-Садафи;
  • ′Али ибн Саляма;
  • Абу Бакр, Мухаммад ибн Аби ′Убейд;
  • Абу Бакр, Ахмад ибн ′Али ас-Саффар.

У имама аз-Зинджани перенимали знание множество учеников и искателей знания, среди которых:

  • Абу-ль Фадль, Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси;
  • Абу-ль Музаффар, Мансур ибн Мухаммад ас-Сам′ани;
  • Абу-ль Касим, Макки ибн ′Абд ус-Салям ар-Рамли;
  • ′Абд уль-Мун′им ибн Аби-ль Касим аль-Кушейри, и другие.

Также нам известные следующие книги имама аз-Зинджани:

Во-первых, его известное стихотворение о сунне, которое и представлено вниманию читателя. Некоторые обладатели знания назвали его «Манзумат ус-Сунна» («Стихотворение о Сунне»). А аз-Захаби сказал: «У Са′да (аз-Зинджани) есть поэма о правилах приверженцев сунны»[3].

Во-вторых, его перу принадлежит также и толкование к вышеупомянутому стихотворению. Об этом толковании упоминали шейх ислама Ибн Теймия[4] и имам Ибн уль-Каййим в книге «Иджтима′ уль-джуюш иль-ислямия» («Собрание исламских войск»)[5].

Хвала Аллаху, Который облегчил мне возможность получить это толкование – толкование имама аз-Зинджани к своему стихотворению. Однако в начале и середине этого толкования присутствуют пробелы.

В-третьих, аз-Захаби в книге «Тарих уль-ислям» («История ислама»)[6], повествуя о биографии Абу ′Абдуллаха, Мухаммада ибн Ахмада аль-Кайси, упомянул книгу «Джуз» («Сборник») Са′да аз-Зинджани. Вероятно, речь идет о сборнике хадисов.

В-четвертых, сказал Ибн уль-Каййим в книге «Иджтима′ уль-джуюш» (стр. 198): «Также у него есть ответы на вопросы, заданные ему в Мекке».

В-пятых, книга «Фауаид» («Пользы») аз-Зинджани. Эту книгу упомянул аль-Казуини в книге «ат-Тадуин фи ахбар Казуин» («Записи об известиях Казуина»), (4/93); а также аль-Мубаракфури в книге «Тухфат уль-ахуази», (3/275).

В-шестых, книга «аль-Фарк бейна ад-дад уа-з-за» («Разница между буквой дад ( ض ) и буквой за ( ظ )»), которая в настоящее времена напечатана.

Аз-Зинджани также был имамом в науке хадисоведения и знания о положении передатчиков хадисов (джарх уа та′диль). Ученые передают его цитаты на эту тему, указывающие на его знание в данном вопросе.

Например, сказал Мухаммад ибн Тахир: «Однажды я, находясь в Мекке, задал вопрос имаму Абу-ль Касиму, Са′ду ибн ′Али аз-Зинджани о состоянии одного из передатчиков хадисов, и он назвал его крепким. Тогда я сказал: «Но Абу ′Абд ур-Рахман ан-Насаи назвал его слабым». (Аз-Зинджани) ответил: «О сынок! Поистине, Абу ′Абд ур-Рахман установил для передатчиков такие условия, которые строже условий аль-Бухари и Муслима»[7].

Также сказал хафиз Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси: «Однажды я, находясь в Мекке, задал вопрос хафизу Са′ду ибн ′Али аз-Зинджани, сказав: «Четыре известных хафиза жили в одно время. Кто же из них более знающ?!». Он спросил: «Кого ты имеешь в виду?!». Я ответил: «Ад-Даракутни в Багдаде, ′Абд уль-Ганий (аль-Азди) в Египте, Ибн Мандах в Асбахане и аль-Хаким в Нишапуре». (Аз-Зинджани) промолчал, но я проявил настойчивость, и тогда он ответил: «Что касается ад-Даракутни, то он лучше всех них знал о скрытых недостатках хадисов. Что касается ′Абд уль-Ганий, то он лучше всех них знал о родословных. Что касается Ибн Манды, то он обладал полноценным знанием и знал больше всех хадисов среди них. А что касается аль-Хакима, то он лучше всех них писал книги»[8].

Также имама аз-Зинджани часто хвалили другие обладатели знания.

Однажды о нем спросили хафиза Исма′иля ат-Тамими, на что он ответил: «Великий имам, знаток сунны»[9].

Сказал Ибн Тахир: «Я не видел никого, подобного ему!»[10].

Сказал ас-Сам′ани: «Он был искусным хафизом и набожным ученым, который много поклонялся»[11]

Сказал Ибн уль-Джаузи: «Он был имамом, хафизом, набожным ученым, который много поклонялся, и искусным знатоком религии»[12].

Сказал Ибн Касир: «(Аз-Зинджани) разъезжал по разным уголкам земли и перенимал знание от многих ученых. Он был имамом, хафизом, набожным ученым, который много поклонялся. А в конце жизни он остановился в Мекке»[13].

Сказал аз-Захаби: «Имам Абу-ль Касим, Са′д ибн ′Али аз-Зинджани был хафизом и жил в Мекке. Его очень сильно почитали в заповедной мечети. Он также является автором поэмы «ар-Раия» о сунне. Аз-Зинджани был призывающим к сунне и врагом религиозных новшеств»[14].

Также аз-Захаби сказал о нем: «Имам, крепкий знаток хадисов, хафиз, пример для людей»[15].

Имам Абу-ль Касим аз-Зинджани придерживался убеждений приверженцев сунны, что станет очевидным из его стихотворения, представленного читателю. Это стихотворение есть помощь сунне, защита сунны, опровержение религиозным новшествам и их уничтожение. В своем толковании к этому стихотворению он часто отзывается с похвалой об имамах и носителях сунны.

Сказал Ибн уль-Каййим: «(Аз-Зинджани) – имам сунны. У него есть известное стихотворение о сунне»[16].

Также Ибн уль-Каййим сказал: «У него есть ответы на вопросы, заданные ему о сунне. Он ответил на них так же, как отвечали имамы сунны. В начале этих ответов он привел слова имама своего времени Абу-ль ′Аббаса ибн Сурейджа»[17].

Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, упомянул эти слова полностью[18].

Он сказал: «Перед вами слова имама шафи′итов своего времени Абу-ль ′Аббаса ибн Сурейджа, да помилует его Всевышний Аллах. Их упомянул Абу-ль Касим Са′д ибн ′Али ибн Мухаммад аз-Зинджани во время ответов на вопросы, заданные ему в Мекке. Он сказал:

«Хвала Аллаху в начале и в конце! Хвала Аллаху явная и скрытая! Хвала Аллаху в любом положении! Пусть Аллах благословит избранного пророка Мухаммада, и его избранных и благих сподвижников и членов семьи.

Пусть Всевышний Аллах окажет тебе содействие! Ты попросил меня разъяснить то, что я считаю верным относительно пути праведных предшественников (саляф) и праведников из числа последующих поколений в вопросах атрибутов (сыфатов) Аллаха, упомянутых в ниспосланной Книге и Сунне, переданной достоверными путями через крепких и надежных передатчиков от пророка r. Ты попросил у меня краткого разъяснения этого вопроса и лаконичного ответа. Я попросил помощи у Аллаха и решил ответить ответом одного из имамов и знатоков фикха. Речь идет об Абу-ль ′Аббасе, Ахмаде ибн ′Умаре ибн Сурейдже, да помилует его Всевышний Аллах, которому был задан точно такой же вопрос. Он ответил следующее:

«Я начну говорить, а содействие оказывает только Аллах! Человеческому разуму запрещено представлять Аллаха. Человеческому воображению запрещено определять Его границы. Сердцам запрещено углубляться (в вопросы Его сущности). Душам запрещено размышлять (о Его сущности). Человеческие мысли не могут охватить (Его своим знанием). Человеческий разум не может описать Аллаха, кроме как тем, чем Аллах Сам описал Себя в Своей Книге или на языке Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) .

Все религиозные люди и приверженцы сунны из числа предшественников, из числа сподвижников, их последователей (таби′инов) и известных имамов, следующих по прямому пути вплоть до наших дней, считают правильным и истинным следующее:

Все аяты, пришедшие от Всевышнего Аллаха относительно Его сущности и Его атрибутов, и все достоверные известия, переданные от посланника Аллаха r относительно Аллаха и Его атрибутов, которые назвали достоверными и приняли знатоки хадисов, — верующий мусульманин обязан уверовать абсолютно во все это. В этом вопросе он должен предаться Аллаху, как и повелел Аллах.

Например, речь идет о словах Аллаха:

هَلْ يَنظُرُونَ إِلَّا أَن يَأْتِيَهُمُ اللَّـهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلَائِكَةُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ ۚ وَإِلَى اللَّـهِ تُرْجَعُ الْأُمُورُ

«Неужели они ждут только того, чтобы явился к ним (Сам) Аллах (в День Суда) в сени облаков и ангелы? И (тогда уже будет) решено дело, и (только) к (одному) Аллаху возвращаются (все) дела»[19].

Также Всевышний Аллах сказал:

وَجَاءَ رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا

«И придет твой Господь, а ангелы будут стоять рядами»[20].

Также Всевышний Аллах сказал:

الرَّحْمَـٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ

«Милостивый возвысился над Троном»[21].

Также Всевышний Аллах сказал:

وَمَا قَدَرُوا اللَّـهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالْأَرْضُ جَمِيعًا قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ ۚ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَىٰ عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его правой рукой. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи»[22].

И другие подобные аяты, содержащиеся в Коране, в которых содержится указание на такие атрибуты Аллаха, как возвышенность, душа, две руки, слух, зрение, речь, око, взгляд, желание, довольство и гнев».

Затем он упомянул некоторые другие вопросы, связанные с исламскими убеждениями, а после сказал: «Если Аллах упомянул нечто в общей форме, то и мы говорим об этом в общей форме. Также мы толкуем то, что растолковал пророк (мир ему и благословение Аллаха) , его сподвижники, их последователи и имамы из числа предшественников, известные своей религиозностью и надежностью. Мы единодушны в том, в чем были единодушны они. Мы не говорим о том, о чем не говорили они. Мы придерживаемся явного смысла аятов и хадисов. Мы не растолковываем аяты и хадисы так, как это делали му′тазилиты, аш′ариты, джахмиты, безбожники, те, кто уподоблял Аллаха творениям, каррамиты и те, кто представлял образ Аллаха. Напротив, мы принимаем их без всяких интерпретаций, и веруем в них без уподобления. Мы говорим: вера в эти тексты обязательна, а слова, высказанные в соответствии с ними – это сунна. Если же человек стремится интерпретировать их, то это есть нововведение (бид′а)».

Здесь закончились слова Абу-ль ′Аббаса ибн Сурейджа, переданные Абу-ль Касимом аз-Зинджани. Затем он упомянул ответы также на некоторые другие вопросы.

Этот ответ есть нечто подобное краткому посланию об исламском вероучении (′акыде) от одного из имамов шафиитского мазхаба Абу-ль ′Аббаса ибн Сурейджа, да помилует его Аллах. Абу-ль Касим аз-Зинджани передал эти слова, подтверждая их истинность и веруя в их смыслы. Он упомянул эти слова в своем ответе тому, кто спрашивал о его мнении в вопросах атрибутов Всеблагого и Всевышнего Аллаха.

Следовательно, Абу-ль Касим аз-Зинджани в вопросах атрибутов Аллаха придерживался пути праведных предшественников. Он утверждал в отношении Аллаха те атрибуты, которые утвердил в отношении Себя Аллах, и те атрибуты, которые утвердил посланник Аллаха ﷺ . Он утверждал эти атрибуты без искажения, без отрицания, без представления образа и без уподобления. Также он отрицал в отношении Аллаха то, что Сам Аллах отрицал в отношении Себя, и то, что отрицал Его посланник r.

Также Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, упомянул слова Абу-ль Касима аз-Зинджани относительно возвышенности Аллаха[23].

Ибн уль-Каййим сказал: «Перед вами слова имама шафи′итов своего времени Са′да ибн ′Али аз-Зинджани, который говорит о возвышенности Аллаха. Он сказал следующее: «Аллах находится над Своим Троном Своей сущностью». Таковы его слова, а он – имам сунны. У него есть известная поэма о сунне, в которой сказано:

تَمَسَّكْ بِحَبْلِ اللهِ و اتَّبَعِ الأثَر *** و دَعْ عَنْكَ رأياً لا يلائمه خَبَرْ

«Крепко держись за вервь Аллаха и следуй за асарами[24],

И оставь мнения, не соответствующие сообщениям»[25].

В разъяснении этой поэмы он сказал[26]: «Приверженцы истины считают верным, что Всевышний Аллах сотворил небеса и землю, а Его Трон находился над водой. Его Трон уже был сотворен до сотворения небес и земли. А затем Он возвысился над Троном после сотворения небес и земли, как это пришло в религиозных текстах, и как об этом сказал Коран. Глагол «истауа» («возвысился») не означает «завладел»[27], ибо Он и прежде этого владел Троном. Аллах сотворил этот Трон, и Он является властелином всех творений.

Также глагол «истауа» («возвысился») не означает, что Аллах соприкасается с Троном или опирается на него. Всеми этими описаниями нельзя описать Всевышнего Аллаха. Однако Он возвышен над Троном Своей сущностью, как Он Сам сообщил об этом, и мы не задаем вопроса «как?».

Мусульмане единогласны в том, что Аллах – Высокий, Возвышенный. Об этом говорит сам Коран:

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى

«Славь имя Господа твоего Высочайшего!»[28].

Также мусульмане единогласны в том, что Аллах превыше всех творений Своей силой. Возвышенность является качеством похвалы у любого разумного человека. Все это подтверждает то, что Аллах возвышен Своей сущностью, возвышен Своими атрибутами и возвышен над всеми Своей властью и силой.

Также мусульмане и представители других людей единогласны в том, что, когда человек обращается к Аллаху с мольбой, он указывает своими руками вверх, и это единогласное мнение также является доводом. Никто из мусульман не считает дозволенным во время мольбы протягивать руки, например, вниз или в какие-либо другие стороны.

Всевышний Аллах сказал:

يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ

«Они [ангелы] боятся своего Господа, (Который) над ними»[29].

Также Всевышний Аллах сказал:

إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ

«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние»[30].

Также Всевышний Аллах сказал:

تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ

«Восходят ангелы и Дух [ангел Джибриль] к Нему»[31].

Также Аллах сообщил о том, что Фараон сказал:

يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحًا لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ ﴿36﴾ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَىٰ إِلَـٰهِ مُوسَىٰ وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِبًا

«О, Хаман, построй мне (высокую) башню, может быть, я достигну путей – путей небес и посмотрю на бога Мусы. Ведь я, однозначно, думаю, что он [Муса] лжец».

И так было (сатаной) разукрашено Фараону зло его деяния и был он отвращен от (истинного) пути. И все ухищрение Фараона (оказалось) только в погибели»[32].

Фараон, слушая (пророка) Мусу, понял из его слов, что он утверждает наличие Бога, Который над небесами, и поэтому заявил, что поднимется туда и проверит это утверждение, а затем обвинил (пророка) Мусу во лжи. И наши оппоненты также не признают, что Аллах находится над небесами Своей сущностью.

Также достоверно установлено, что пророк r спросил рабыню, которую хотел отпустить на свободу ее владелец: «Где Аллах?!». Она ответила: «Над небесами», и сделала знак своей головой. А затем он спросил: «А кто я?». Она ответила: «Ты – посланник Аллаха!». Тогда (пророк r) сказал: «Освободи ее, ибо, поистине, она – верующая»[33]. Пророк r назвал ее верующей, когда она сказала, что Аллах над небесами.

Также Всевышний Аллах сказал:

ثُمَّ اسْتَوَىٰ عَلَى الْعَرْشِ

«А затем Он [Аллах] возвысился над Троном»[34].

Также Всевышний Аллах сказал:

يُدَبِّرُ الْأَمْرَ مِنَ السَّمَاءِ إِلَى الْأَرْضِ ثُمَّ يَعْرُجُ إِلَيْهِ

«Он [Аллах] управляет делами (всех Своих творений) с неба [будучи превыше всех творений] на землю, (где происходят затем все события), а затем они опять восходят к Нему»[35].

Также в одном из хадисов пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул расстояние между каждыми небесами, а также между седьмым небом и троном, а затем сказал: «Аллах превыше всего этого!»[36].

И у аз-Зинджани есть ответы на вопросы, заданные ему о сунне. В этих ответах он отвечал так же, как отвечают другие имамы сунны. А начал свои ответы он цитированием слова имама своего времени Абу-ль ′Аббаса ибн Сурейджа»[37].

Сказал аз-Захаби, да помилует его Аллах: «У Са′да (аз-Зинджани) есть поэма об основах и правилах сунны»[38].

Также сказал аз-Захаби, да помилует его Аллах: «Хафиз Са′д ибн ′Али (аз-Зинджани) был одним из предводителей приверженцев сунны и имамов религии. Он был из тех, кто враждовал со сторонниками «калама» («философии») и порицал тех, кто высказывал личные мнения и следовал за страстями. Мы просим Аллаха, чтобы Он даровал нам благую кончину и упокоил нас на истинной вере и сунне. Ведь, поистине, очень мало тех, кто строго следует за сунной. Напротив, ты видишь, как человек хвалит сунну и ее сторонников, а затем загрязняет себя «каламом» («философией»), занимается словоблудием в вопросах имен и атрибутов Аллаха, устремляется к их отрицанию, что, по его мнению, означает очищать Аллаха от недостатков[39]. На самом же деле, очищение Аллаха от недостатков – это Его возвеличивание и описание Его теми качествами, которыми Он Сам описал Себя»[40].

Имам аз-Зинджани провел большую часть своей жизни, находясь в Мекке, в сторону которой мусульмане обращаются, совершая молитвы. Тот, кто живет Мекке, имеет больше возможностей встречаться с учеными и перенимать у них знание, чем тот, кто живет в каком-либо другом месте.

Именно в Мекке имам аз-Зинджани и скончался в начале 471-го г. х. или в конце 470-го г. х., прожив девяносто лет, как об этом сказал имам аз-Захаби[41]

Взято из книги «Раия стихотворение о Сунне»


[1] См. «Му′джам уль-бульдан», (3/152).
[2] См. «Тазкират уль-хуффаз», (3/1176).
[3] См. «Сияр а′лям ин-нубаля», (18/387).
[4] См. «Минхадж ус-сунна», (1/450).
[5] Стр. 197.
[6] (1/3065).
[7] См. «Шурут уль-аиммат ис-сунна», (стр. 104).
[8] См. «Тариху Димашк», (52/32).
[9] См. «Тазкират уль-хуффаз», (3/1176).
[10] См. «Сияр а′лям ин-нубаля», (18/386).
[11] См. «аль-Ансаб», (6/307); «Сияр а′лям ин-нубаля», (18/386).
[12] См. «аль-Мунтазым мин тарих иль-мулюк уаль умам», (8/320).
[13] См. «аль-Бидайя уа-н-нихайя», (16/72).
[14] См. «аль-′Улюв», (стр. 259-260).
[15] См. «Тазкират уль-хуффаз», (3/1174).
[16] См. «Иджтима′ уль-джуюш иль-ислямия», (стр. 197).
[17] См. «Иджтима′ уль-джуюш иль-ислямия», (стр. 198).
[18] См. «Иджтима′ уль-джуюш иль-ислямия», (1/170-174).
[19] Сура «аль-Бакара», аят 210.        
[20] Сура «аль-Фаджр», аят 22.         
[21] Сура «Та Ха», аят 5.          
[22] Сура «аз-Зумар», аят 67.           
[23] См. «Иджтима′ уль-джуюш иль-ислямия», (1/197-198).
[24] То есть за хадисами и словами праведных предшественников.
[25] То есть тем сообщениям, которые переданы от пророка r и праведных предшественников.
[26] Эти слова, приведенные Ибн уль-Каййимом, отсутствуют в том толковании, которое дошло до нас сегодня. Дело в том, что толкование, дошедшее до нас, имеет пропуск в начале.
[27] Именно так разъясняют этот глагол современные джахмиты. Например, читая слова Всевышнего: «Милостивый вознесся над Троном». (Сура «Та Ха», аят 5), они ложно утверждают, что в этом аяте имеется в виду, что Аллах завладел Троном.
В качестве доказательства они упомянули редкое и выдуманное стихотворение неизвестного поэта. В этом стихотворении говорится:
قد استوى بشرٌ على العراقِ *** من غير سيفٍ أو دمٍ مِهراقِ
«Поистине, Бишр овладел (истауа) Ираком,
Без меча и пролитой крови».
Сказал шейх ′Абд ур-Раззак аль-Бадр, да хранит его Аллах: «Речь идет о Бишре ибн ′Абд уль-Малике, который был братом Маруана ибн ′Абд уль-Малика. Он был руководителем войска, завоевавшего Ирак. Таким образом, поэт произнес эти слова во времена правления омейядов (бану умейя). Неужели у вас нет доказательств на ваш ложный смысл из более ранних стихотворений?!
К тому же в этом стихотворений есть много других недоразумений. Его относят к христианину по имени аль-Ахталь. А некоторые обладатели знания вообще упоминали, что это стихотворение изменено и его высказал человек, живший значительно позже. Поистине, ученые не опираются на арабские стихотворения, сочиненные в те времена, когда ислам приняло уже множество иностранцев. В этом стихотворении есть еще множество других недочетов, которые мы не стали упоминать.
К тому же контекст разбираемого нами аята не приемлет этого ложного толкования. Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а затем Он возвысился над Троном». (Сура «аль-А′раф», аят 54).
Обрати внимание на то, что в аяте использовано слово «затем» (сумма). Неужели Аллах сначала не владел Троном, а затем овладел им?!». См. «Та′лика ′аля Шарх ис-Сунна лиль Музаний», (стр. 57).
Сказал шейх ислама ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Один из людей произнес стихотворение по этому поводу, сказав:
قبحا لمن نبذ القرآن وراءه * * * فإذا استدل يقول قال الأخطل
«Пусть пропадет тот, кто отбросил Коран за спину,
А, приводя доводы, говорит: “Сказал аль-Ахталь“». См. «Маджму′ аль-Фатауа», (6/297).
[28] Сура «аль-А′ля», аят 1.            
[29] Сура «ан-Нахль», аят 50.             
[30] Сура «Фатыр», аят 10. 
[31] Сура «аль-Ма′аридж», аят 4.  
[32] Сура «Гафир», аяты 36-37.   
[33] Муслим, (№ 537).
[34] Сура «аль-Фуркан», аят 59.   
[35] Сура «ас-Саджда», аят 5.    
[36] Вероятно, речь идет о хадисе со слов Ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. Его передали Ахмад, (1/206); Абу Дауд, (№ 4725); ат-Тирмизи, (№ 3638); Ибн Маджа, (№ 198) и другие. Также на этом месте заканчиваются слова имама аз-Зинджани, а далее следуют слова Ибн уль-Каййима.
[37] См. «Иджтима′ уль-джуюш иль-ислямия», (1/197-198).
[38] См. «Сияр а′лям ин-нубаля», (18/387).
[39] Это одно из правил джахмитов и их последователей. Они отрицают имена и атрибуты Аллаха, заявляя, что эти имена и атрибуты, отрицаемые ими, указывают на наличие у Аллаха недостатков, поэтому нельзя их утверждать. Сказал один из известных аш′аритов:
و كل نصٍّ أوهم التَّشبيها *** أوِّلْهُ أو فوِّضه و رُمْ تَنْزيها
 «Каждый религиозный текст, внушающий (тебе) уподобление (Аллаха творениям),
Истолкуй или заяви о незнании его смысла, и будь убежден в очищении (Аллаха от того, о чем говорится в этом тексте)».
То есть, какой бы текст Корана и Сунны ни указывал бы тебе на так называемое «уподобление Аллаха творениям» (ташбих), то истолкуй его (сделай таъуиль) или же сделай тафвид (скажи, что ты не знаешь его смысла).
[40] См. «Тазкират уль-хуффаз», (3/1177).
[41] Биография имама аз-Зинджани приводится в книге имама аз-Захаби «Сияр а′лям ин-нубаля», (18/385-389).

Похожее